Обжалование привлечения к административной ответственности

подготовлено: www.bizresurs.com.ua

В большинстве случаев при наложении на предприятие каких - либо санкций за нарушение тех или иных правил ведения хозяйственной деятельности его должностные лица (руководитель и бухгалтер) привлекаются к административной ответственности в виде штрафа.

О том, как юридически грамотно обжаловать привлечение к административной ответственности, узнаете в єтой статье.

Сначала поясним разницу между такими документами: протокол об административном правонарушении (далее – Протокол) и постановление по делу об административном правонарушении (далее – Постановление).

! Протокол не является основанием для уплаты штрафа. В нем фиксируется факт совершенного правонарушения, не устанавливая при этом размер административной ответственности.

В протоколе должностное лицо, в отношении которого он составлен, имеет право изложить свои возражения по сути выявленного нарушения (и это лучше сделать). Кроме того, должностные лица вправе отказаться от подписания протокола (какая-либо ответственность им за это не грозит).

Перечень органов, уполномоченных составлять протоколы за те или иные административные правонарушения, приведен в ст. 255 КоАП.

Например, составлять протоколы в отношении административных правонарушений в сфере налогообложения уполномочены налоговые органы. За нарушение таможенных правил протоколы об административных правонарушениях уполномочены составлять и таможенные органы в порядке, предусмотренном статьями 359, 363 Таможенного кодекса Украины (далее - ТКУ).

Постановление по делу об административном правонарушении уже является основанием для привлечения должностного лица к соответствующему виду административной ответственности.

Постановление могут выносить:

• уполномоченные законодательством госорганы;

• местные суды (районные в городах, городские, районные, межрайонные);

• местные хозяйственные и административные суды, апелляционные суды, высшие специализированные суды Украины, а также Верховный Суд Украины (но только в части привлечения к административной ответственности за неуважение к суду).

За административные правонарушения, указанные в ч. 1 ст. 386 Таможенного кодекса Украины, Постановления вправе выносить таможенные органы.

Что же касается судов, то они уполномочены выносить Постановления по правонарушениям, указанным в статьях 221, 2211 КоАП и в ч. 2 ст. 386 ТКУ.

В зависимости от того кто выносит Постановление по делу об административном правонарушении (госорган или суд), существенно отличается процедура его дальнейшего обжалования.

Ситуация 1

Постановление по делу об административном правонарушении выносится госорганом.

Согласно статей 288, 289 КоАП в этом случае Постановление может быть обжаловано в 10-дневный срок в вышестоящем органе или в суде.

Обжалование в судебном порядке осуществляется путем подачи в местный суд административного иска об отмене постановления по делу об административном правонарушении. Такой иск подается в местный суд или по месту проживания должностного лица, в отношении которого вынесено постановление, или по местонахождению госоргана (его должностного лица), вынесшего постановление по выбору истца (ч. 2 ст. 19 КАСУ).

Административный иск оформляется по правилам, предусмотренным статьями 105 и 106 КАСУ. В нем, в частности, следует акцентировать особое внимание на тех доводах, которые опровергают наличие совершенного правонарушения.

Составляя административный иск, необходимо помнить, что согласно ст. 71 КАСУ в административных делах о противоправности решений, действий или бездействия субъекта властных полномочий обязанность относительно доказывания правомерности своего решения, действий или бездействия возлагается на ответчика, если он возражает против административного иска.

Вместе с тем в настоящее время существует неоднозначная ситуация, связанная с необходимостью уплаты судебного сбора за подачу такого административного иска.

С одной стороны, ст. 288 КоАП установлено освобождение от уплаты госпошлины за подачу иска об обжаловании постановления по делу об административном правонарушении.

С другой же стороны, с 01.11.2011 г. действует Закон № 3674, ч. 1 ст. 5 которого не предусмотрено освобождение от уплаты судебного сбора за подачу исков об отмене постановлений по делам об административных правонарушениях.

Более того, такой платеж, как госпошлина, уже не взимается при обращении в суд. До законодательного урегулирования данной коллизии лицу, обращающемуся в суд с административным иском, можно предложить на выбор два варианта:

1. Указать в исковом заявлении о том, что в соответствии со ст. 288 КоАП он освобожден от уплаты судебного сбора (здесь можно использовать принцип аналогии закона и сходную правовую природу госпошлины и судебного сбора).

2. Уплатить судебный сбор по ставке, установленной пп. 1 п. 3 ч. 2 ст. 4 Закона № 3674 для подачи административного иска неимущественного характера (при подаче иска). В течение 2012 г. размер ставки судебного сбора будет составлять 32,19 грн. (3 % от минимальной заработной платы, установленной на 1 января этого года, 1073 х 3 %).

По мнению специалистов, первый вариант предпочтительнее, поскольку, в худшем случае, он может повлечь за собой оставление иска без движения (ст. 108 КАСУ). Тогда судебный сбор необходимо будет все-таки уплатить, но иск будет считаться поданным в дату его первой подачи.

В соответствии с ч. 2 ст. 1712 КАСУ решение, принятое судом по результатам рассмотрения административного иска, является окончательным и обжалованию не подлежит.

Ситуация 2

Постановление по делу об административном правонарушении вынесено судом.

В этом случае Постановление может быть обжаловано в апелляционном суде (областном, городов Киева и Севастополя, АР Крым) в течение 10-ти дней с момента его вынесения. Порядок подачи жалобы, требования к оформлению и процедура ее рассмотрения определены в ст. 294 КоАП. Решение апелляционного суда, принятое по результатам рассмотрения жалобы, также является окончательным и обжалованию не подлежит.

Одним из основных аргументов при обжаловании постановления по делу об административном правонарушении может быть ссылка на пропуск сроков привлечения к административной ответственности. Согласно ст. 38 КоАП срок давности для привлечения к административной ответственности составляет:

• для правонарушений, по которым постановления выносятся госорганами, – 2 месяца со дня совершения (при продолжающемся правонарушении – 2 месяца со дня выявления);

• для правонарушений, постановления по которым выносятся судом, – 3 месяца со дня совершения (при продолжающемся правонарушении – 3 месяца со дня выявления);

• по коррупционным правонарушениям (гл. 13-А КоАП) – 3 месяца со дня выявления, но не позднее одного года совершения;

• по административным правонарушениям, связанным с закупкой товаров (работ, услуг) за госсредства, – 3 месяца со дня выявления, но не позднее 2-х лет со дня совершения.

Если постановление по делу об административном правонарушении вынесено после отказа от возбуждения уголовного дела или его закрытия, должностное лицо может быть привлечено к административной ответственности не позднее чем в месячный срок.

 

По материалам: «ЛІГА:ЗАКОН»