Почему бизнесу не стоит бояться ревизоров

подготовлено:  www.bizresurs.com.ua, источник: Реальна економіка, 17-10-2013

проверка налоговойПроверки контролирующими органами - это всегда стресс для предпринимателей. Эти визиты угрожают финансовыми потерями, торможением обычных ритмов хозяйственной деятельности и испорченными нервами.

Согласно c Национальным реестром, проводить проверки бизнеса в Украине могут аж 70 контролирующих органов.

Периодически со стороны властей звучат заявления о курсе на сокращение проверок. Например, в Миндоходов (министр - Клименко) ранее сообщили, что по результатам первого квартала плановые проверки уменьшились на 24 % , а в соответствии с графиком на второй квартал эта тенденция должна сохраниться.

"На 1 сентября 2013 количество запланированных документальных проверок физических лиц - предпринимателей была уменьшена почти на 30 %. ( 3930 проверок ) по сравнению с аналогичным периодом 2012 года ( 5406 проверок ) " , - сообщили в пресс - службе ведомства .

При этом никто не отменял внеплановых визитов налоговиков и других контролирующих органов.

По данным Федерации работодателей, только за прошлый год органами надзора было проведено 865000 мероприятий контроля. В компании " Нибулон" , например, жалуются , что за год переживают сотни плановых и внеплановых проверок и предприятие даже создало на своем сайте раздел , посвященный ревизорам.

И все же, больше всего страдают от многочисленных проверок совсем не большие предприятия.

" Ситуация с проверками фискальных , правоохранительных и контролирующих органов остается весьма напряженной. Особенно беспокоит ситуация фискального, административного, силового давления на малый и средний бизнес. Крупные компании имеют если не "политическую крышу " , то квалифицированные юридические службы и умеют защищать свои интересы , когда контролирующие органы нарушают их права " , - отмечает президент украинского союза промышленников и предпринимателей Анатолий Кинах.

Как писалось ранее, именно проверки органов надзора способствуют укоренению в жизни украинского бизнеса такого явления как коррупция. По словам предпринимателей, малому бизнесу на взятки приходится откладывать 30-40 тысяч гривен в год.

Но часто причиной дополнительных финансовых потерь является обычная правовая неграмотность, страх предпринимателей и давление со стороны ревизоров , который нельзя игнорировать . По крайней мере так утверждают некоторые эксперты.

Не так страшен черт?

Как рассказывают юристы , наибольшее количество вопросов к юристам у представителей бизнеса возникает по поводу обжалования налоговых уведомлений- решений , определения таможенной цены товара , а также незаконных действий местных органов власти.

"Основанием для таких обращений служит отказ работников Миндоходов принимать декларации или доначисления относительно взаимоотношений якобы с фиктивными предприятиями. Значительно меньше вопросов с которыми обращаются предприниматели связанные с нарушением условий договоров и взыскании задолженности по контрагентам " , - говорит старший партнер адвокатской компании " Кравец и Партнеры" Ростислав Кравец.

По словам юриста АК "Сюткин и партнеры" Валентины Силецкой , бывают случаи, когда налоговая вместо сверки делает проверку, а документы готовит наоборот.

"Возникает путаница , в результате которой в Госреестре безосновательно изменяются данные о том или ином предприятии. Налоговая также может безосновательно начислить долг, потому что сама же неправильно распределила предыдущие платежи, а добросовестный налогоплательщик потом не может выйти из состояния шока" , - рассказывает она.

Действительно, часто помощь юристов более чем необходима, особенно когда речь идет о больших суммах или когда существует угроза уголовной ответственности.

Но часто бизнесмены боятся самой идеи визита налоговика или другого контролирующего органа, а госорганы умело этим страхом пользуются.

" Недобросовестный , но грамотный работник контролирующих органов относится к бизнесу как хороший директор по продажам. Если вы сами дали ему деньги, он вас не забудет. Никогда работник правоохранительных органов не пойдет к сложному клиенту " , - уверяет руководитель Киевского центра поддержки и развития бизнеса Дмитрий Гарный.

Источники "Реальной экономики" в контролирующих органах пидвереджують этот тезис.

"Если есть желание , налоговики могут найти недостатки в документах любого предприятия. Неудивительно, что бизнес пытается решить вопрос "на месте" , ведь речь может идти о миллионах гривен" , - подчеркивает собеседник.

Эксперты убеждены , что предприниматели должны различать истинные и несуществующие проблемы , а для этого следует помнить некоторые правила , которые обеспечат минимизацию рисков проверок .

По убеждению юристов , предпринимателю важно получить положительный опыт взаимодействия с контролирующими органами.

"Если нагрянул УБЭП , налоговая инспекция , налоговая милиция или любой другой контролирующий орган, и видно что их претензии незначительные - иногда приходят с вопросами вроде: "А почему у вас нет уголка покупателя, а покажите документы кадровые , пройдите проверку до конца". Вам могут заблокировать работу магазина на день, но вы увидите, как падает энтузиазм госорганов. Да, вы получите положительный опыт и не бойтесь служебного удостоверения " , - отмечает Гарный.

Универсальным методом, чтобы избежать проверок является дробление бизнеса. Если активно растущее предприятие с доходом 30 млн в год создаст вместо одного три юридических лица, шансы того, что в гости приедут налоговые органы значительно уменьшаются.

Во-первых , 20 миллионов гривен , говорит Гарный, в большинстве регионов Украины - это планка входа возможности назначения плановой проверки.

Во-вторых , дробление бизнеса позволяет сократить срок функционирования юридического лица на больших оборота . Речь идет о "факторе 1095 дней " , суть которого заключается в том , что налоговым органам при прочих равных условиях более интересной будет и юрлицо, на больших оборотах и работает уже 2-4 года.

Следующий совет предпринимателям - регистрировать юрлицо не в том месте , где проводится деятельность. Ведь когда бизнес , который находится в небольшом населенном пункте , растет , он попадает в сферу интересов местного налогового органа , а бизнес , зарегистрированный в Шевченкиському районе Киева " растворяется " среди других компаний.

Эксперты также настоятельно советуют бизнесу нанимать топ-менеджмент.

"Если к вам возникают какие-либо вопросы , особенно со стороны правоохранительных органов , задумайтесь о том , чтобы убрать свою фамилию из единого госреестра как руководителя фирмы. Перейдите в статус основателя, президента компании, кого угодно, и наймите топ - менеджеров" , - отмечает Гарный.

Депутат в помощь

Еще одним из способов защиты бизнеса от произвола правоохранительных органов, по мнению экспертов, является обращение за помощью к депутату.

Как известно, депутатский запрос - это требование депутата в органы ВР , Кабмина , руководителей других органов госвласти и органов местного самоуправления, а также к руководителям предприятий, учреждений и организаций, дать официальный ответ по вопросам, относящимся к их компетенции .

" Представим ситуацию , что конкуренты того или иного предпринимателя применяют по отношению к нему механизмы с привлечением правоохранительных органов, бизнесмена начинают просто "щемить" . Если в этот момент к руководителю данного репрессивного органа поступает депутатский запрос, то "градус страсти " к этому предпринимателя резко снижается" , - отмечает юрист, внештатный консультант Комитета ВР по вопросам экономической политики Тимур Крюков.

Но в течение месяца депутат не может подать более четырех таких запросов , добавляет эксперт .

Важность такого инструмента защиты бизнеса заключается в том , что запрос является публичным средством воздействия , поэтому неудивительно , что пресс - службы различных органов отслеживают , не были ли озвучены депутатские запросы относительно работников соответствующих госслужб.

Кроме того , за неисполнение депутатского запроса предусмотрена административная ответственность.

Документы для депутатских запросов могут подготовить крупные юридические фирмы , впрочем , как утверждают эксперты , предприниматели могут справиться с этой задачей самостоятельно.

Что нужно помнить предпринимателю , чтобы правильно оформить обращение?

Во-первых, надо выбрать правильного депутата, "Речь идет не о личности , а о членстве в соответствующем комитете. Наиболее важными комитетами в сфере защиты бизнеса является комитет по борьбе с организованной преступностью , комитет по борьбе с коррупцией , комитет по верховенству права и правосудия " , - рассказывает Крюков.

Во-вторых, обращение депутата должно отправляться на адрес Верховной Рады.

" В самом обращении можно написать , какому депутату оно адресовано. Тогда обращение будет зарегистрировано и попадет в руки помощника депутата " , - говорит юрист.

Также стоит помнить , что предприниматель не сможет получить положительный отклик на обращение , требующее повлиять на судебные решения.

"Судебная власть в Украине является независимой. Хотя , когда речь идет о нравственных качеств судьи , то такой случай будет исключением " , - добавляет Крюков.

 

По теме: Что нужно делать работникам компании, когда пришли работники милиции, прокуратуры, СБУ...