Лицензирование внешнеэкономических операций

Согласно Закону Украины "О внешнеэкономической деятельности" (оф. источник)

Лицензирование внешнеэкономических операций определяется как комплекс административных действий органа исполнительной власти по вопросам экономической политики по предоставлению разрешения на осуществление субъектом внешнеэкономической деятельности экспорта (импорта) товаров.

Лицензирование экспорта (импорта) товаров осуществляется в форме автоматического или ручного лицензирования.

Автоматическое лицензирование определяется как комплекс административных действий органа исполнительной власти по вопросам экономической политики по предоставлению субъекту внешнеэкономической деятельности разрешения на осуществление в течение определенного периода экспорта (импорта) товаров, в отношении которых не устанавливаются квоты (количественные или другие ограничения).

Автоматическое лицензирование экспорта (импорта) как административная процедура по оформлению и выдаче лицензии не оказывает ограничительного воздействия на товары, экспорт (импорт) которых подлежит лицензированию.

Автоматическое лицензирование импорта должно быть отменено в случае прекращения обстоятельств, послуживших основанием для его введения, а также в случае существования других процедур, с помощью которых можно решить задачи, для решения которых вводится автоматическое лицензирование.

Не автоматическое лицензирование определяется как комплекс административных действий органа исполнительной власти по вопросам экономической политики по предоставлению субъекту внешнеэкономической деятельности разрешения на осуществление в течение определенного периода экспорта (импорта) товаров, относительно которых устанавливаются определенные квоты (количественные или другие ограничения).

Не автоматическое лицензирование экспорта (импорта) как административная процедура по оформлению и выдаче лицензии используется в случае установления квот (количественных или других ограничений) на экспорт (импорт) товаров.

Количественные ограничения применяются исключительно на недискриминационной основе, то есть никакие запреты или ограничения не применяются Украиной относительно импорта любого товара на территорию Украины или относительно экспорта любого товара, предназначенного для территории любого государства, если только импорт аналогичного товара из всех третьих государств в Украину или экспорт во все третьи государства является аналогичным образом запрещенным или ограниченным, если иное не предусмотрено международными договорами и законодательством Украины.

Лицензирование экспорта товаров вводится в Украине в случае:

  • значительного нарушения равновесия относительно определенных товаров на внутреннем рынке, которые имеют весомое значение для жизнедеятельности в Украине, особенно сельскохозяйственной продукции, продуктов рыболовства, продукции пищевой промышленности и промышленных товаров широкого потребления первой необходимости или других товаров. Такое лицензирование имеет временный характер и применяется до момента восстановления равновесия относительно определенных товаров на внутреннем рынке;
  • необходимости обеспечения защиты жизни, здоровья человека, животных или растений, окружающей природной среды, общественной морали, национального богатства художественного, исторического или археологического значения или защиты прав интеллектуальной собственности, а также в соответствии с требованиями государственной безопасности;
  • экспорта золота и серебра, кроме банковских металлов;
  • необходимости применения мероприятий по защите отечественного товаропроизводителя в случае ограничения экспорта отечественных материалов, необходимых для обеспечения достаточным количеством таких материалов отечественной перерабатывающей промышленности в течение периодов, когда внутренняя цена на такие материалы держится на уровне ниже мировой цены, при условии внедрения Кабинетом Министров Украины плана стабилизации и при условии, что такие ограничения не должны приводить к росту экспорта товаров такой отрасли отечественной промышленности. Такие мероприятия применяются исключительно на недискриминационной основе;
  • необходимости обеспечения защиты патентов, торговых марок и авторских прав;
    необходимости обеспечения выполнения международных договоров Украины.

Лицензирование импорта товаров внедряется в Украине в случае:

  • резкого ухудшения состояния платежного баланса и внешних платежей (если другие мероприятия являются неэффективными);
  • резкого сокращения или минимального размера золотовалютных резервов;
    необходимости обеспечения защиты жизни, здоровья человека, животных или растений, окружающей природной среды, общественной морали, национального богатства художественного, исторического или археологического значения или защиты прав интеллектуальной собственности, а также в соответствии с требованиями государственной безопасности;
  • импорта золота и серебра, кроме банковских металлов;
  • необходимости применения мероприятий по защите отечественного товаропроизводителя в случаях роста импорта в Украину, который наносит значительный вред или угрожает созданием значительного вреда национальному товаропроизводителю подобного или непосредственно конкурирующего товара. Такое лицензирование имеет временный характер и применяется на срок, который дает возможность не допустить создания значительного вреда или компенсировать нанесенный значительный вред национальному товаропроизводителю и дает ему возможность восстановить его прибыльность;
  • необходимости обеспечения защиты патентов, торговых марок и авторских прав;
    необходимости обеспечения выполнения международных договоров Украины;
    необходимости применения мер в ответ на дискриминационные и/или недружелюбные действия других государств, таможенных союзов или экономических группировок.

Решение о применении режима лицензирования экспорта (импорта) товаров, в том числе установление квот (количественных или других ограничений), принимается Кабинетом Министров Украины по предоставлению центрального органа исполнительной власти по вопросам экономической политики с определением перечня конкретных товаров, экспорт (импорт) которых подлежит лицензированию, периода действия лицензирования и количественных или других ограничений относительно каждого товара.

В случае применения защитных мероприятий по защите отечественного товаропроизводителя решение о внедрении режима лицензирования принимается Межведомственной комиссией по международной торговле согласно законодательству.

Относительно каждого вида товара может устанавливаться лишь один вид лицензии.

Лицензии выдаются центральным органом исполнительной власти по вопросам экономической политики, а также в пределах предоставленных им полномочий - соответствующим республиканским органом Автономной Республики Крым, структурным подразделением областной, Киевской и Севастопольской городских государственных администраций.

В случае нарушения субъектом внешнеэкономической деятельности порядка осуществления такой деятельности, установленного данным Законом или другими Законами Украины, к нему может быть применен индивидуальный режим лицензирования в соответствии со статьей 37 данного Закона.

Лицензии выдаются на основании заявок субъектов внешнеэкономической деятельности, которые подаются по форме, установленной центральным органом исполнительной власти по вопросам экономической политики.

Для получения лицензии заявители обращаются, как правило, к одному органу исполнительной власти. В случае необходимости в получении согласования возможно обращение к нескольким органам исполнительной власти, но не более чем к трем.

Рассмотрение заявок на получение лицензий может осуществляться в порядке их поступления, который определяется по датам регистрации заявок, или одновременно по окончании объявленного срока их принятия.

В заявке на получение лицензии отмечаются такие данные: полное наименование субъекта внешнеэкономической деятельности, фамилия и имя его руководителя, наименование и код товара (товаров) согласно Украинской классификации товаров внешнеэкономической деятельности (УКТ ВЭД), наименование производителя, потребителя товара (товаров), код и название государства (государств) происхождения и назначения - в случае экспорта, код и название государства (государств) происхождения и отправления - в случае импорта, срок действия лицензии, количество и стоимость товара (товаров), код и название таможни, полные наименования и адреса продавца и покупателя, вид соглашения, валюта платежа, основная и дополнительная единицы измерения товара (товаров), согласования с органами исполнительной власти (в случае необходимости), основание для запроса лицензии, особые условия лицензии.

При представлении заявки могут требоваться документы и информация, которые считаются необходимыми для подтверждения данных, отмеченных в заявке и внешнеэкономическом договоре (контракте).

Заявка не может быть отклонена в случае допущения незначительных ошибок в документах, которые подаются для получения лицензии, если они не изменяют основные данные, которые содержатся в заявке.

Основными считаются данные, предусмотренные условиями внешнеэкономического договора (контракта).

В случае внедрения режима автоматического лицензирования срок выдачи лицензии не должен превышать 10 рабочих дней с даты получения заявки и других необходимых документов, которые отвечают установленным требованиям.

Не может быть отказано в выдаче лицензии, если все необходимые документы поданы и отвечают установленным требованиям.

В случае внедрения режима не автоматического лицензирования:

срок рассмотрения заявок не должен превышать 30 дней с даты их получения, если заявки рассматриваются в порядке их поступления, и более 60 дней с даты окончания объявленного срока приема заявок, если все они рассматриваются одновременно;

лицензия выдается на основании заявки в пределах квоты с указанием срока действия лицензии;

если на момент представления заявки (в случае применения процедуры рассмотрения в порядке поступления) установленные квоты (количественные или другие ограничения) исчерпаны, такая заявка не рассматривается.

О факте, что квоты (количественные или другие ограничения) исчерпаны, субъекту внешнеэкономической деятельности, который подал соответствующую заявку, сообщается в письменном виде в течение семи рабочих дней с даты ее получения;
решение о выдаче лицензии принимается с учетом данных относительно использования ранее полученных лицензий при условии соблюдения субъектами внешнеэкономической деятельности требований законодательства о защите экономической конкуренции.

При рассмотрении поданных заявок одновременно, в случае внедрения не автоматического лицензирования впервые, распределение квот осуществляется пропорционально объемам, отмеченным в заявках субъектов внешнеэкономической деятельности.

Не автоматическое лицензирование не должно оказывать ограничительного или такого, что нарушает торговлю, влияния на товары в дополнение к тому влиянию, которое возникает в результате введения режима не автоматического лицензирования.

Запрещается ограничение импорта товаров, относительно которых устанавливаются определенные квоты, до полного использования таких квот.

Лицензия выдается, если заявка и другие поданные документы оформлены с соблюдением требований, установленных законодательством. Срок действия лицензии должен предусматривать выполнение обязательств получателя лицензии по внешнеэкономическому договору (контракту), но не превышать срок действия количественных ограничений.

Решение об отказе в выдаче лицензии должно быть мотивируемым, принятым в сроки, установленные для рассмотрения заявок, и направляется (выдается) заявителю в письменной форме.

В случае отказа в выдаче лицензии заявитель имеет право на обжалование решения согласно законодательству.

За выдачу лицензии производится сбор, размер которого устанавливается Кабинетом Министров Украины с учетом фактических расходов, связанных с применением процедуры лицензирования.

Таможенное оформление товаров, экспорт (импорт) которых подлежит лицензированию, осуществляется только при наличии соответствующей лицензии.

В таможенном оформлении товаров, которые лицензируются и нагружаются валом, не может быть отказано в случае, когда стоимость, количество или вес таких товаров незначительно отличаются от тех, которые указаны в лицензии.

Предельная разница таких значений устанавливается Кабинетом Министров Украины по представлению центрального органа исполнительной власти по вопросам экономической политики.

Центральный орган исполнительной власти по вопросам экономической политики ежемесячно информирует центральный орган исполнительной власти в отрасли таможенного дела о выданных лицензиях на экспорт (импорт) товаров, которые подлежат лицензированию.

Центральный орган исполнительной власти в отрасли таможенного дела ежемесячно подает центральному органу исполнительной власти по вопросам экономической политики информацию об объемах экспорта (импорта) товаров по выданным лицензиям.

Лицензирование товарообменных (бартерных) операций осуществляется в том случае, если предметом этих операций являются товары, экспорт (импорт) которых подлежит лицензированию.

Лицензирование экспорта (импорта) дисков для лазерных систем считывания, матриц, оборудования и сырья для их производства осуществляется с учетом требований законодательства по вопросам производства, экспорта (импорта) дисков для лазерных систем считывания в соответствии с процедурой выдачи лицензий, установленной этой статьей.

Лицензирование не распространяется на экспорт и реализацию компенсационной и прибыльной продукции, полученной инвестором в собственность на условиях соглашения о распределении продукции, заключенной в соответствии с требованиями Закона Украины "О соглашениях о распределении продукции".

Внедрение любых ограничений относительно экспорта и реализации такой продукции, в том числе количественных, не допускается, если другое не предусмотрено соглашением о распределении продукции.

Установленные этой статьей процедуры лицензирования не распространяются на экспорт (импорт) товаров, отмеченных в статье 20 данного Закона.

Перечень товаров, экспорт (импорт) которых подлежит лицензированию, информация о сроке действия лицензий и внесение любых изменений в них, порядок представления и рассмотрения заявок публикуются в официальных печатных изданиях Украины с уведомлением соответствующего комитета ВТО в течение 60 дней со дня опубликования и предоставлением копий этих публикаций.

Публикация должна включать такую информацию:

перечень товаров, которые подлежат процедурам лицензирования;
контактный пункт для предоставления информации о праве на получение лицензии;

административный орган (органы) для представления заявок на лицензию;
дату и название публикации, в которой изложены процедуры лицензирования;
указание того, является ли лицензирование автоматическим или не автоматическим;

административные цели - в случае процедур автоматического лицензирования импорта;

указание мероприятий, которые применяются через процедуры лицензирования - в случае процедур не автоматического лицензирования импорта;

ожидаемый срок продолжительности процедуры лицензирования, если он может быть установлен с определенной степенью вероятности, а если нет - то причину, почему эта информация не может быть предоставлена.

В случае если квота распределяется среди государств-поставщиков, информация о распределении квоты подлежит опубликованию с уведомлением об этом других государств, заинтересованных в поставках в Украину определенных товаров.

Официальное опубликование осуществляется за 21 день до даты введения режима лицензирования, но не позднее указанной даты.

На запрос заинтересованного государства - члена ВТО должна предоставляться соответствующая информация относительно:

порядка применения ограничений;

количества выданных за определенный период лицензий с указанием в случае необходимости объема и/или стоимости товаров;

распределения лицензий среди государств-поставщиков;

статистических данных об объемах и/или стоимости товаров.

Действие этой статьи не распространяется на операции Национального банка Украины, которые осуществляются им в соответствии с Законом Украины "О Национальном банке Украины".

Осуществление субъектами внешнеэкономической деятельности внешнеэкономических операций без соответствующих лицензий несет за собой наложение штрафа согласно статье 37 данного Закона в сумме 10 процентов стоимости проведенной операции, пересчитанной в валюту Украины по официальному курсу гривны к иностранным валютам, установленным Национальным банком Украины на день осуществления такой операции.

Штрафы взыскиваются органами государственной налоговой службы на основании соответствующих решений центрального органа исполнительной власти по вопросам экономической политики в порядке, определенном Налоговым кодексом Украины.

Запрещение отдельных видов экспорта и импорта

В Украине запрещается:

экспорт с территории Украины предметов, которые составляют национальное, историческое, археологическое или культурное достояние украинского народа, которое определяется в соответствии с Законами Украины;

импорт или транзит любых товаров, о которых заранее известно, что они могут нанести ущерб общественной морали, здоровью или представлять угрозу жизни населения, животному миру и растениям, или привести к причинению вреда окружающей природной среде, если в отношении транзитных товаров не приняты необходимые меры для предотвращения такого вреда;

импорт продукции и услуг, которые содержат пропаганду идей войны, расизма и расовой дискриминации, геноцида и т.п., которые противоречат соответствующим нормам Конституции Украины;

экспорт природных ресурсов, которые исчерпываются, если ограничения также применяются к внутреннему потреблению или производству;

экспорт и импорт товаров, которые осуществляются с нарушением прав интеллектуальной собственности;

экспорт с территории Украины товаров в пределах выполнения решений Совета Безопасности ООН о применении ограничений или эмбарго на поставки товаров в соответствующее государство.

Введение запрета экспорта или импорта по другим основаниям возможно только, если это разрешено международными договорами, участником которых является Украина.

Перечень товаров, экспорт (импорт) которых через территорию Украины запрещается, определяется исключительно Законами Украины.

Контроль за выполнением требований, содержащихся в этой статье, возлагается на таможенные органы Украины и центральный орган исполнительной власти по вопросам экономической политики.

Специальные импортные процедуры

К специальным импортным процедурам, которые применяются в Украине, принадлежат:

- применение процедуры международных торгов или аналогичных им процедур;
- режим предварительных импортных депозитов, которые вносятся в банки;

Государственные закупки по импорту комплексного оборудования или массовых партий других товаров с использованием средств Государственного валютного фонда Украины должны обязательно осуществляться с использованием процедуры международных торгов.

Режим предварительных импортных депозитов внедряется Национальным банком Украины с целью регуляции платежного баланса Украины. При этом Национальный банк Украины устанавливает порядок осуществления операций с предварительными импортными депозитами и относительный размер сумм депозитов в процентах к стоимости договора (контракта), который не может превышать 50 процентов.

Предварительный импортный депозит открывается не позднее чем через три рабочих дня с момента набирания договором (контрактом) юридической силы. В случае нарушения отмеченного срока или других условий открытия предварительных импортных депозитов к субъектам внешнеэкономической деятельности применяются санкции, определенные порядком, утвержденным Национальным банком Украины.

Средства, поступающие на счета предварительных импортных депозитов, отражаются на сводном специальном счете, который открывается каждым коммерческим банком, ведущим операции с предварительными импортными депозитами, в пользу Национального банка Украины. Указанные средства находятся в распоряжении Национального банка Украины.

Субъекту внешнеэкономической деятельности, открывшему предварительный импортный депозит, в соответствующем банке выдается справка установленной формы, которая является основанием для пропуска товара через таможенную границу Украины.

В случае передачи товара иностранными субъектами хозяйственной деятельности через банковско-кредитные учреждения Украины и отсутствия пересечения товаром таможенной границы Украины указанная в этом пункте справка является основанием для проведения расчетов с иностранным субъектом хозяйственной деятельности через банковско-кредитные учреждения Украины или для пропуска через таможню соответствующей суммы наличными.

Запрещается применение режима предварительных импортных депозитов относительно товаров, к которым внедряется режим лицензирования и квотирования импорта.

Мероприятия по защите экономической конкуренции в отрасли внешнеэкономической деятельности

Внешнеэкономическая деятельность осуществляется с соблюдением субъектами внешнеэкономической деятельности требований законодательства о защите экономической конкуренции, за исключением случаев, предусмотренных этой статьей.

Исключительно уполномоченными Украиной как государством субъектами внешнеэкономической деятельности может осуществляться экспорт и импорт оружия, боеприпасов, воинской техники и специальных комплектующих изделий для их производства, взрывчатых веществ, ядерных материалов (включая материалы в виде теплоизлучающих сборок), технологий, оборудования, установок, специальных неядерных материалов и связанных с ними услуг, источников ионизирующего излучения, а также других видов продукции, технологий и услуг, которые в настоящее время используются при создании вооружений и военной техники или составляют государственную тайну Украины, которая определяется Законами Украины.

Драгоценных металлов и сплавов, драгоценных камней; наркотических и психотропных средств; экспорт произведений искусства и старинных предметов из музейных фондов Украины.

Назначение уполномоченных субъектов внешнеэкономической деятельности, которые могут осуществлять указанные экспорт и импорт, и регулирование соответствующих экспортно-импортных операций относятся к компетенции Кабинета Министров Украины, который должен согласовывать свои решения с соответствующими Комитетами Верховной Рады Украины.

Установление в любой форме государственной монополии на экспорт и импорт других видов товаров, не отмеченных в этой статье, не допускается и может быть обжалован в судебном порядке.

Никакие организации, в том числе государственные, не имеют права осуществлять функции, которые прямо или побочно препятствуют другим субъектам внешнеэкономической деятельности свободно осуществлять такую деятельность или в другой форме, за исключением случаев, прямо отмеченных в данном Законе.


Учет внешнеэкономических операций, отчетность и аудит субъектов внешнеэкономической деятельности

Субъекты внешнеэкономической деятельности ведут бухгалтерский и оперативный учет внешнеэкономических операций, а также статистическую отчетность, которую направляют органам Государственной статистики Украины.

Субъекты внешнеэкономической деятельности в области учета и отчетности, а также коммерческой тайны руководствуются Законом Украины "О предприятиях в Украине".

Для бухгалтерского учета внешнеэкономических операций субъекты внешнеэкономической деятельности пользуются планом счетов и инструкцией о его использовании, действующих на территории Украины, и соответствующими изменениями и дополнениями, которые отражают специфику внешнеэкономической деятельности.

Субъекты внешнеэкономической деятельности самостоятельно определяют порядок аналитического учета внешнеэкономической деятельности, вводят соответствующие субсчета.

Субъекты внешнеэкономической деятельности отражают эту деятельность и ее результаты в своей годовой финансовой отчетности отдельно указанными показателями:

- в бухгалтерском балансе отдельно выделяются средства (активы), которые находятся во внешнеэкономическом обороте, - товары, документы, ценные бумаги, а также их источники (пассивы) - кредиты, задолженность, полученные доходы и т.п.;
- в отчете о прибылях и убытках отдельно отображаются выручка от внешнеэкономических операций и соответствующие расходы. В приложении (комментарии) к годовому финансовому отчету делаются необходимые объяснения относительно приведенных показателей внешнеэкономической деятельности.

Государственной налоговой инспекции, кроме годового финансового отчета, предоставляется также информация о суммах уплаченных налогов на импорт и экспорт - ежемесячно, не позднее 10 числа месяца, следующего за отчетным.

Национальному банку Украины (или по его поручению - банку для внешнеэкономической деятельности Украины) предоставляется информация о суммах по обязательному распределению части выручки в иностранной валюте - четыре раза в год, не позднее 15 числа месяца, следующего за отчетным периодом.
Банковско-кредитные учреждения, осуществляющие кредитование субъектов внешнеэкономической деятельности, имеют право на получение необходимой информации о финансовом положении этих субъектов внешнеэкономической деятельности и их платежеспособности согласно условий письменных соглашений о кредитовании.

Запрещается требовать представления статистической отчетности с нарушением установленного данным Законом порядка. Сведения, не предусмотренные государственной статистической отчетностью, субъектами внешнеэкономической деятельности могут быть представлены на договорной основе органам государственного управления или правоохранительным органам по их требованию в установленном Законами Украины порядке.

Аудит внешнеэкономической деятельности, отраженной в годовых финансовых отчетах субъектов внешнеэкономической деятельности, осуществляется уполномоченными на это независимыми аудиторскими организациями в соответствии с действующими нормативными актами, регулирующими аудиторскую деятельность на территории Украины.

Налоговая ревизия субъектов внешнеэкономической деятельности осуществляется органами государственной налоговой инспекции согласно ее компетенции не чаще одного раза в год.

 

Информационное обеспечение внешнеэкономической деятельности

Каждый субъект внешнеэкономической деятельности имеет право на получение любой информации, необходимой для осуществления этой деятельности, которая не составляет государственную или коммерческую тайну. Объем информации, которая составляет государственную тайну, определяется согласно Законам Украины.

Состав и объем коммерческой тайны определяются согласно Закону Украины "О предприятиях в Украине".

Каждый субъект внешнеэкономической деятельности имеет право на своевременное ознакомление с официальными текстами Законов и других нормативных актов последующей информацией об изменениях в них, регулирующих отношения, которые прямо или косвенно касаются внешнеэкономической деятельности.

Государственные органы, ведомства и учреждения, выдающие нормативные акты, обязаны официально публиковать их в общедоступных средствах информации Украины, причем эти акты не могут вступать в силу до их официальной публикации. Каждый субъект внешнеэкономической деятельности имеет право на непосредственное получение информации от государственных органов, которые по требованию субъектов внешнеэкономической деятельности обязаны на возмездной основе оперативно предоставлять им полные официальные тексты нормативных актов.

Сводку статистической информации по внешнеэкономической деятельности осуществляет Государственный комитет статистики Украины на основании данных, которые в обязательном порядке предоставляются органами, осуществляющими государственное регулирование внешнеэкономической деятельности (финансовые органы, органы государственной таможенной службы, Национальный банк Украины), а также субъектами внешнеэкономической деятельности.

Государственный комитет статистики Украины ежеквартально составляет и публикует статистическую информацию относительно состояния и структуры внешнеторгового баланса Украины.

Министерство финансов Украины составляет сведения о состоянии и структуре внешней государственной задолженности.

Государственный комитет статистики Украины обязан знакомить субъектов внешнеэкономической деятельности со статистической информацией, которая есть в его распоряжении, в порядке, установленном Законами Украины Об информации" и "О государственной статистике".

Органы государственного управления, юридические, физические лица и другие субъекты хозяйственной деятельности, которым была предоставлена информация, составляющая коммерческую тайну субъектов внешнеэкономической деятельности,не имеют права распоряжения такой информацией без разрешения соответствующих субъектов внешнеэкономической деятельности и несут за это ответственность согласно данному и другим Законам Украины.

Все о ВЭД в Украине


 


 
Copyright © 2017 · bizresurs · Все права защищены ·