Учет доходов и расходов частных предпринимателей на общей системе налогообложения

подготовлено:  www.bizresurs.com.ua

Нормативная база

• НКУ – Налоговый кодекс Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI.

• Порядок № 481 – Порядок ведения Книги учета доходов и расходов, которую ведут физические лица – предприниматели, кроме лиц, избравших упрощенную систему налогообложения, и физические лица, осуществляющие независимую профессиональную деятельность, утвержденный приказом Миндоходов от 16.09.2013 г. № 481.

Формы, бланки

• Книга – Книга учета доходов и расходов, которую ведут физические лица – предприниматели, кроме лиц, избравших упрощенную систему налогообложения, и физические лица, осуществляющие независимую профессиональную деятельность.

Общие положения

В соответствии с п. 177.10 НКУ физические лица – предприниматели на общей системе налогообложения обязаны вести Книгу учета доходов и расходов (далее – Книга). Требования к ведению Книги изложены в Порядке № 481.

Книгу можно вести в бумажном или электронном виде по выбору налогоплательщика (п. 2 Порядка № 481).

Если самозанятое лицо хочет вести Книгу в бумажном виде, то такую Книгу необходимо регистрировать в органе Миндоходов по основному месту учета частного предпринимателя. В Книге заполняется титульный лист, она должна быть прошнурована, а ее листы пронумерованы (п. 3.2 Порядка № 481).

В случае выбора самозанятым лицом ведения Книги в электронной форме частному предпринимателю необходимо:

• получить усиленные сертификаты открытых ключей, сформированных аккредитованным центром сертификации ключей, включенных в систему представления налоговых документов в электронном виде;

• заключить договор о признании электронных документов с контролирующим органом;

• сформировать заявление на получение Книги и направить его в контролирующий орган по месту налогового учета средствами электронной связи (п. 4 Порядка № 481).

Заявление регистрируется в органе Миндоходов и в течение 3 рабочих дней самозанятому лицу направляется уведомление о регистрации Книги с указанием ее номера и даты регистрации.

Порядок заполнения Книги

Записи в Книге осуществляются только в те дни, в которые был получен доход (п. 5 Порядка № 481).

Книга в бумажном виде заполняется от руки шариковой или чернильной ручкой.

Все исправления должны быть заверены физлицом-предпринимателем.

В случае необходимости регистрации новой бумажной Книги в течение отчетного года, записи в ней продолжаются нарастающим итогом, а предыдущая Книга остается у предпринимателя (п. 3.4 Порядка № 481).

Исправления ошибок или корректировки в Книге в электронном виде допускаются путем дополнения строк, в которых отражается отрицательное или положительное значение (п. 4.4 Порядка № 481).

Порядок заполнения отдельных граф Книги подробно изложен в п. 6 Порядка № 481.

В колонке 1 указывается дата записи (день, в котором получен доход).

В колонке 2 отражается сумма полученного дохода (денежные средства, полученные на расчетный счет, в кассу или полученные наличностью, сумма задолженности с истекшим сроком исковой давности, стоимость бесплатно полученных товаров, работ, услуг).

В колонку 3 записывается сумма возвращенных предпринимателем предоплат.

В колонке 4 отражается сумма дохода, уменьшенного на сумму возвращенных предоплат (разница между значениями графы 2 и графы 3).

Все записи, осуществляемые в Книге, должны быть документально подтверждены.

Реквизиты подтверждающего расходы документа отражаются в колонке 5.

Подтверждающим документом может быть: платежное поручение, ПКО, квитанция, фискальный чек, акт закупки (выполненных работ) и прочие первичные документы, удостоверяющие факт оплаты товаров, работ, услуг) (п. 6.5 Порядка № 481).

При заполнении колонок 6 – 8 необходимо учитывать особенности признания расходов частными предпринимателями на общей системе налогообложения:

• отражаются только документально подтвержденные расходы;

• отражаются только расходы, которые непосредственно связаны с полученными в этот день доходами1;

Налоговики настаивают, что если оплата расходов текущего месяца происходит в следующем периоде, то такие расходы будут учтены в расчете чистого налогооблагаемого дохода только после оплаты, т. е. в следующем налоговом периоде.

В колонке 6 отражаются расходы, непосредственно связанные с приобретением товаров.

В колонке 7 отражаются расходы на оплату труда и начисления на оплату труда наемных работников, понесенные в отчетном месяце.

В колонке 8 отражаются суммы фактически понесенных прочих расходов, непосредственно связанных с получением дохода, и которые не отражены в колонках 5 – 7 (расходы на связь, аренду, коммунальные платежи).

В  колонке 9 указывается сумма чистого дохода (разница между значением колонки «Загальна сума отриманого доходу, яка підлягає декларуванню» (колонка 4) и колонок «Сума витрат, пов'язаних з придбанням товарів (робіт, послуг)» (колонка 6), «Витрати на оплату праці найманих осіб» (колонка 7), «Інші витрати, пов'язані з одержанням доходу» (колонка 8). Суммарное значение этой колонки за год является объектом налогообложения частного предпринимателя.

Особенности заполнения Книги наемными работниками

Отдельные Книги на каждого наемного работника, осуществляющего операции за наличные денежные средства, вести не нужно. Доход, полученный частным предпринимателем и его наемными работниками, отражается общей суммой за день.

Ответственность

За ненадлежащее ведение или неведение Книги либо отсутствие первичных документов предусмотрена:

1) административная ответственность согласно ст. 1641 КоАП;

2) финансовая ответственность:

• за продажу неучтенного товара – в соответствии со ст. 20 Закона об РРО;

• за неотражение в Книге наличной выручки – в соответствии с абз. 3 ст. 1 Указа «О применении штрафных санкций за нарушение норм по регулированию обращения наличности»;

• за необеспечение налогоплательщиком хранения первичных документов и Книги – в соответствии с п. 121.1 НКУ.


 
 
Copyright © 2017 · bizresurs · Все права защищены ·