Право потребителя на компенсацию морального вреда

подготовлено:  www.bizresurs.com.ua

Прежде всего , рассмотрим требования действующего законодательства Украины по сути морального вреда и возможности ее компенсации потребителю в случаях нарушения его законных прав.

Гражданский кодекс Украины

Согласно ст.23 «Возмещение морального вреда» Гражданского кодекса Украины определено:

1 . Лицо имеет право на возмещение морального вреда , причиненного вследствие нарушения его прав.

2 . Моральный вред заключается:

в физической боли и страданиях , которые физическое лицо испытало в связи с увечьем или иным повреждением здоровья; в душевных страданиях , которые физическое лицо испытало в связи с противоправным поведением относительно него самого , членов его семьи или близких родственников; в душевных страданиях , которые физическое лицо испытало в связи с уничтожением или повреждением его имущества; в унижении чести и достоинства физического лица, а также деловой репутации физического или юридического лица. ( пункт 4 части второй статьи 23 в редакции Закона N 3261 IV ( 3261-15 ) от 22.12.2005)

3 . Моральный вред возмещается деньгами , другим имуществом или другим способом. Размер денежного возмещения морального вреда определяется судом в зависимости от характера правонарушения , глубины физических и душевных страданий , ухудшения способностей пострадавшего или лишения его возможности их реализации , степени вины лица , нанесшего моральный ущерб , если вина является основанием для возмещения , а также с учетом других обстоятельств , которые имеют существенное значение. При определении размера возмещения учитываются требования разумности и справедливости.

4 . Моральный вред возмещается независимо от имущественного вреда, который подлежит возмещению , и не связан с размером этого возмещения.

5 . Моральный вред возмещается единовременно , если иное не установлено договором или законом.

Закон Украины «О защите прав потребителей»

Согласно пункту 1 ст.4 «Права и обязанности потребителей» Закона Украины «О защите прав потребителей» определено:

«5) возмещение вреда ( убытков) , причиненных дефектной или фальсифицированной продукцией или продукцией ненадлежащего качества , а также имущественного и морального ( неимущественного ) вреда , причиненного опасной для жизни и здоровья людей продукцией в случаях , предусмотренных законодательством».

Согласно пункту 2 Ст.22 «Судебная защита прав потребителей» этого же закона определено:

«При удовлетворении требований потребителя суд одновременно решает вопрос о возмещении морального (неимущественного ) вреда».

Комментарий эксперта

Прежде всего следует помнить , что требования морального вреда потребитель должен описать и аргументировать.

Вызванный моральный (неимущественный ) вред заявитель обосновывает описанием своих страданий , связанных со стрессовыми ситуациями , унижением или грубостью другой стороны конфликта в его адрес и т.д. , а также документальным доказательством уровня своих требований - записи в медицинской карте , чеки на приобретение лекарственных средств , путевки в оздоровительные учреждения и т.д..

При описании моральных страданий можно воспользоваться следующими рекомендациями. Выберите из приведенных в Гражданском кодексе Украины формулировок те , что наиболее соответствуют вашей ситуации , и сделайте ссылку на эту норму действующего законодательства Украины. После этого можно в свободный способ описать ваши и / или членов вашей семьи физические и/или нравственные страдания , стараясь при этом избегать лишних эмоций. Желательно , чтобы ваше описание было конкретным , лаконичным и в то же время достаточно полным и понятным для адресата представления.

Относительно документального доказательства уровня своих требований , потребители могут ознакомиться с примерами аргументации благодаря документам , приложенным к заявлениям и претензий , в образцах обращений потребителей , см.. статью «Пишем заявления , претензии».

Для подтверждения документами своих требований , также есть некоторые правила , которых следует придерживаться. Прежде из них: всегда добавляйте к обращениям КОПИИ документов , оригиналы оставляйте у себя. В случаях потери документов , вы всегда сможете их восстановить. Из всех документов по делу (акты , экспертные заключения , многочисленные заявления и т.п.) также полезно иметь копии (если не оригиналы) , ведь вы никогда не знаете , как долго продлится рассмотрение представления , и с какими инстанциями придется иметь дело. К каждому следующему заявлению по делу необходимо указывать все документы о подтверждении соответствующих фактов, имевших место на дату заявления.

Учитывая , что моральный вред заключается в физической боли и страданиях , а также в душевных страданиях , следует помнить о вероятности возникновения необходимости в тех или иных документах. Поэтому приучите себя внимательно относиться к рекомендациям медработников и других специалистов по делу , чтобы они были зафиксированы в письменном виде.

Обратите внимание , как отмечает главный для потребителей закон - Закон Украины «О защите прав потребителей» - инстанцию ?? рассмотрения причиненного потребителю морального вреда: « При удовлетворении требований потребителя суд одновременно решает вопрос о возмещении морального (неимущественного ) вреда». Изучая практику защиты прав потребителей , можно утверждать , что грамотно составленное обращение потребителя к судебной инстанции и рассмотрение дела в судебном внедрении на любом этапе , часто заставляют (или влияют на определенное решение ) ответчика согласиться с требованиями истца и удовлетворить их взаимному согласию. В таких случаях суд прекращает разбирательство по делу в соответствии с установленными процедурами.

Стоит отметить также , что грамотно составленные обращения потребителя к бизнес-структурам со ссылкой на соответствующие положения действующего законодательства Украины , в частности такие фразы как «в случае неудовлетворения моих требований за мной остается право обратиться в суд» , серьезно воспринимаются многими представителями бизнеса и становятся основанием для досудебного разрешения конфликта с потребителем , в том числе и относительно удовлетворения требований компенсации морального вреда .



По материалам: www.consumerinfo.org.ua (Права споживача)


 


 
Copyright © 2017 · bizresurs · Все права защищены ·