Госбюджет - 2014: проект закона и его основные показатели
Бюджетный процесс в Украине снова сорван: до 15 сентября, как это требует регламент, главная смета страны так и не попала в Верховную Раду.
А те макропоказатели, которые объявили представители администрации президента, оказались лишь базовыми индикаторами, и должны лечь в основу бюджета. Собственно же самого проекта на тот момент еще не существовало.
Тем не менее, пока подготовка главного финансового документа идет полным ходом. На прошлой неделе большинство парламентских комитетов, а также министерств, вовлеченных в бюджетный процесс , получили этот документ для ознакомления и доработки.
Один из его экземпляров оказался в распоряжении редакции "Реальной экономики". И хотя не исключено , что в сессионный зал проект бюджета еще изменится, его ключевые индикаторы с большой вероятностью останутся неизменными.
Доходы государственного бюджета на 2014 год запланированы на уровне 403,04 миллиарда гривен , расходы - в объеме 443,6 миллиарда гривен. Следовательно , власти рассчитывают, что доходы бюджета в следующем году вырастут на 9 % , расходы - на 5,7 %.
Достаточно оптимистичный прогноз , поскольку в 2013 году по сравнению с 2012 годом ожидалось снижение доходов бюджета на 1,1 % при росте расходов на 1,5 %. Хотя и этих планов не удастся достичь.
К тому же налоговые поступления в 2014 году составят 334 миллиарда гривен, что на 11,3 % больше плана текущего года. В том числе от внутренних налогов на товары и услуги - 231,5 миллиарда гривен , а это означает рост этого источника сборов по отношению к бюджету 2013 года на 19%.
Хотя , например , поступления от налогов на внешнюю торговлю вырастут лишь на 8,6 % до 16,7 миллиарда гривен . Доходы от приватизации в следующем году составят 17 миллиардов гривен против 10,9 миллиарда гривен в текущем.
Предельный объем бюджетного дефицита на 2014 год запланирован на уровне 45,7 миллиарда гривен . Это несколько меньше аналогичного показателя на текущий год, ожидается на уровне 50,6 миллиарда гривен , и фактического значения дефицита 2012 года, который достиг 53,4 миллиарда гривен вместо запланированных 38,8 миллиарда.
Предельный объем государственного долга на 31 декабря 2014 будет составлять 548,6 миллиарда гривен , и находится почти на уровне текущего значения: по состоянию на 31 августа государственный долг уже достиг 546,3 миллиарда гривен.
Причем, новые заимствования запланированы на уровне 130,7 миллиарда гривен, из которых 43,2 миллиарда - внешние, в то время как погашение прежних долгов составит 87 млрд гривен .
Государственные гарантии , согласно проекту бюджета , в 2014 году могут выделяться в объеме до 30 миллиардов гривен , хотя в текущем году сумма была значительно больше - 50 миллиардов .
Прожиточный минимум с 1 января будущего года составит 1176 гривен , с 1 июля -1207 гривен , а с 1 октября - 1256 гривен. Минимальная заработная плата - 1218 гривен , 1250 гривен , 1301 гривна соответственно.
Также запланировано, что Национальный банк в 2014 году ежеквартально будет перечислять в госбюджет средства в сумме не менее 5,7 миллиарда гривен , хотя в текущем году эта «планка» составила 4 миллиарда гривен.
Расходы бюджета являются одной из самых интересных статей , особенно в условиях административной реформы , о которой уже не первый год талдычит власть.
Например , аппарат Верховной Рады получит в 2014 году 920 миллионов гривен финансирования, лишь на 16 миллионов гривен меньше суммы , заложенной в бюджет 2013 года.
Государственное управление делами получит 1,27 миллиарда гривен, государственная судебная администрация - 4,6 миллиарда гривен. Кроме того , на финансирование Генпрокуратуры заложены 3,15 миллиарда гривен , МВД - 15,8 миллиарда гривен , Министерство энергетики и угольной промышленности Украины - 14,9 миллиарда, Министерство обороны - 14,6 миллиарда , Министерство образования и науки - почти 25,2 миллиарда гривен , Министерство здравоохранения - 9,16 миллиарда гривен.
Минсоцполитики получит 92,3 миллиарда гривен, в составе которого только Пенсионный фонд рассчитывает на дотации в размере 87,4 миллиарда гривен.
Финансирование Государственного агентства автомобильных дорог на 2014 год предусмотрено в сумме 14,8 миллиарда гривен, из которых 5,12 миллиарда будет направлено на развитие и содержание дорог, а более 9,6 миллиарда гривен - на выполнение долговых обязательств.
В общем, государственный бюджет на 2014 год скорее всего основывается на макропрогнозе , который в конце сентября подготовило Министерство экономического развития.
У него заложен рост ВВП на уровне 1,8-2,8 % , положительная динамика индекса промышленного производства в пределах 1,6-2,6 % , среднегодовой курс гривни к доллару - 8,3-8,5 гривен , а также темпы инфляции до 3,6 %.
Но некоторые бюджетные индикаторы кажутся слишком преувеличенными. Например, рост доходной базы или уровень дефицита .
Особенно если учесть чрезвычайно сложную ситуацию с выполнением бюджета текущего года: в январе - августе его доходы по сравнению с аналогичным периодом 2012 сократились на 1,4 % , а дефицит бюджета в январе - июле вырос почти в 1,8 раза.
Тем не менее, запланированное на 2014 год увеличение именно внутренних налоговых поступлений , а также продолжения агрессивной долговой политики красноречиво говорят о том , что власть будет любой ценой наполнять государственную казну, чтобы получить преимущество на президентских выборах в 2015 году.
Ключевые показатели государственного бюджета Украины на 2014 год, по сравнению с 2013 годом
Показатель, млрд. грн. |
2013 год |
2014 год |
Динамика, % |
---|---|---|---|
Доходы, в т.ч.: |
370,05 |
403,04 |
8,92 |
поступления от внутренних налогов на товары и услуги |
195,3 |
231,5 |
18,54 |
поступления от международных налогов |
15,3 |
16,7 |
9,15 |
поступления от приватизации |
10,9 |
17 |
55,96 |
Расходы |
419,33 |
443,6 |
5,79 |
Апарат Верховной Рады |
0,94 |
0,92 |
-2,13 |
Государственное Управление Делами |
1,3 |
1,27 |
-2,31 |
Государственная Судебная Администрация |
4,42 |
4,6 |
4,07 |
Генеральная прокуратура |
3,2 |
3,15 |
-1,56 |
Министерство внутренних дел |
16,06 |
15,8 |
-1,62 |
Министерство энергетики и угольной промышленности |
15,4 |
14,9 |
-3,25 |
Министерство экономического развития и торговли |
2,01 |
1,34 |
-33,33 |
Министерство обороны |
15,32 |
14,6 |
-4,70 |
Министерство образования и науки |
25,2 |
25,2 |
0 |
Министерство здравоохранения |
10 |
9,16 |
-8,40 |
Министерство социальной политики |
88,6 |
92,3 |
4,18 |
Министерство инфраструктуры |
1,5 |
1,6 |
6,67 |
Министерство аграрной политики |
8,7 |
7,6 |
-12,64 |
Министерство доходов и сборов |
5,9 |
6,5 |
10,17 |
Государственное агентство автомобильных дорог |
13,6 |
14,8 |
8,82 |
Возврат кредитов в бюджет |
12,1 |
3,9 |
-67,77 |
Предоставление кредитов из бюджета |
13,4 |
9,04 |
-32,54 |
Предельный дефицит |
50,6 |
45,7 |
-9,68 |
Предельный объем государственного долга |
483,1 |
548,6 |
13,56 |
Сумма государственных гарантий |
50 |
30 |
-40 |
Прожиточный минимум на 1 человека, грн: |
|||
с 1 января |
1108 |
1176 |
|
с 1 июля |
- |
1207 |
|
с 1 декабря |
- |
1256 |
|
с 1 октября |
1176 |
- |
|
Минимальная заработная плата, грн: |
|||
с 1 января |
1147 |
1218 |
|
с 1 июля |
- |
1250 |
|
с 1 октября |
- |
1301 |
|
с 1 декабря |
1218 |
- |