Упрощенная система налогообложения: вопросы и ответы

usn_ediniy_nalog_ukraine_2016

Роль малого бизнеса в экономике Украины существенно не увеличилось.

Каким должно быть налогообложение малого бизнеса? В последние месяцы этот вопрос раз оказался в центре горячих дискуссий. Главной темой есть судьба упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности (далее по тексту — УСН), которая может быть реформирована в рамках запланированной правительством налоговой реформы. Чтобы оценить различные варианты реформирования (или не реформирование) УСН, следует детально взглянуть на текущее состояние развития малого бизнеса и практику использования упрощенного налогообложения.

1. В каком состоянии находится украинский малый бизнес?

Малый бизнес в Украине есть слабо развитым, по крайней мере в его легальной части. По оценке экспертов программы USAID «Лидерство в экономическом управлении городом» (ЛЕВ), в 2013 году доля малого бизнеса в валовой добавленной стоимости (ВДС) составила 19,8%. Это существенно меньше, чем в более развитых странах. По данным Евростата, в ЕС доля малого бизнеса в соответствующий период была вдвое больше — 39,4%. Что касается микробизнеса (который является составной частью малого бизнеса), то разница была еще более значительной: доля микробизнеса в ВДВ Украины составляла 8,7%, тогда как в ЕС — 21,1%. Таким образом, потенциал малого бизнеса в Украине используется далеко не полностью.

2. Насколько распространенным является применение УСН в Украине?

Использование УСН является распространенным, но в основном среди мелких предприятий и предпринимателей. По данным Государственной фискальной службы (ГФС) в 2013 году плательщиками единого налога  были 159,5 тыс. предприятий-юридических лиц — это 42,7% малых предприятий. Упрощенное налогообложение также использовали 1,3 млн. физических лиц-предпринимателей (ФЛП), что составляет около 70% от количества активных ФЛТ.

В то же время выручка плательщиков ЕН составляла только 30,7% от общей выручки малого бизнеса и только 6,6% от объема реализации всех субъектов предпринимательства.

3. Что получает бизнес с помощью УСН?

Во-первых, экономия на ведении учета и отчетности, является критически важным для мелкого бизнеса. Во-вторых, экономию на уплате налогов (это касается не всех плательщиков единого налога, но вероятно большей части). В-третьих, защита от злоупотреблений работников налоговых органов, уменьшает риски и создает стабильные условия развития бизнеса для плательщиков единого налога. По оценке экспертов проекта ЛЕВ, в 2013 году размер экономии на учете и отчетности составил 2,4% от выручки плательщиков единого налога, а размер экономии на уплате налогов — 3,9%.

4. Что получает правительство от УСН?

В 2014 году сумма уплаченного предприятиями и ФЛП единого налога составила 7,4 млрд. грн, или 2% от налоговых поступлений сводного бюджета.

5. Насколько распространены злоупотребления в УСН?

Упрощенная система налогообложения может использоваться не по назначению. Во-первых, низкие требования к учету облегчают уклонение от уплаты налогов путем сокрытия выручки или занижения официального размера зарплат наемных работников. О наличии таких злоупотреблений, свидетельствует, в частности, анализ распределения плательщиков единого налога по размеру выручки. По оценке экспертов проекта ЛЕВ, объем выручки, которая не была задекларирована плательщиками единого налога второй группы в 2013 году, составил 7,8-13,2 млрд грн, или 14,6-24,8% от выручки, задекларированной плательщиками единого налога этой группы.

Во-вторых, предприятия могут использовать УСН для экономии на налогах и социальных вкладам при оплате труда, оформляя работников, как предпринимателей. По данным обследования домохозяйств Госкомстата, в 2013 году количество лиц, работающих не по найму в легальном секторе экономики, составило 740 тыс. человек. Учитывая, что общее количество активных ЧП составляла 1,8-2 млн, можно предположить, что 1-1,2 млн ФЛП или сочетали наемный труд с предпринимательской деятельностью, или были предпринимателями лишь формально. По оценке экспертов проекта ЛЕВ, размер экономии на налогах и социальных вкладам при оплате труда в 2013 году составил 6,3 млрд. грн.

Кроме этого, фактически преимуществами УСН может пользоваться не только малый бизнес, но также и средние и крупные предприятия (путем измельчения, путем оформления наемных работников как предпринимателей, или с помощью использования плательщиков единого налога в качестве конвертационных центров).

6. Способствует ли УСН развитию малого бизнеса в Украине?

Однозначного ответа на этот вопрос, который был бы подтверждена количественными исследованиями, не существует. УСН способствует развитию тех субъектов предпринимательства, которые ее используют (см. Ответ на вопрос 3), но может создавать барьеры для развития малого бизнеса в целом. Как показало исследование похожей системы налогообложения, которая применяется в Мексике (Repecos), существенная часть малых предприятий избегает роста сверх размера, что дает возможность пользоваться упрощенным учетом и экономить на налогах. Кроме этого, разный уровень налогообложения может искажать конкуренцию и препятствовать росту производительности.

Параллельное существование различных налоговых режимов нарушает работу механизмов конкуренции, и поэтому может препятствовать развитию предприятий, которые должны платить больше налогов — то есть тех, которые работают на общей системе налогообложения. Таких предприятий меньше, чем пользователей УСН, однако их роль в малом бизнесе больше. В 2014 году общую систему налогообложения применяли 66,6% малых предприятий. А в 2013 году доля плательщиков единого налога в общей выручке малого бизнеса составила 30,7%.

Роль малого бизнеса в экономике Украины существенно не увеличилось после введения УСН. В 1999 году доля малых предприятий (без ФЛТ) в общей выручке украинских предприятий составляла 11,9%, а в 2013 году — 16,5%. Однако прямо сравнивать эти цифры нельзя, поскольку в 2013 году использовалось более широкое определение малого предприятия (в 1999 году под это определение подпадали предприятия с выручкой до 500 тыс. евро в год, в 2013 — до 10 млн евро в год). Доля ФЛТ в общей выручке субъектов предпринимательства в 2013 году составила 6,6%, данные за 1999 год в публичном доступе отсутствуют.

По данным Государственной налоговой администрации, обнародованным в 1999 году, на 1 октября того года в Украине было 750 тыс. активных ФЛТ. Это примерно соответствует количеству лиц, работавших не по найму в легальном секторе экономики в 2013 году (см. ответ на вопрос 5). В то же время эти данные нельзя интерпретировать как свидетельство провала УСН. На развитие малого бизнеса в 1999-2013 годах влияли многие другие факторы, как положительных (экономический рост), так и отрицательных (неблагоприятное регуляторная среда, политическая нестабильность).

7. Нужно ли реформировать УСН?

Реформы нужны, но они должны рассматриваться в значительно более широком контексте, чем реформирования упрощенной системы налогообложения. Если режим налогообложения плательщиков единого налога будет приближен к общей системе налогообложения в ее нынешнем виде (учитывая неудовлетворительную практику налогового администрирования), общий результат, скорее всего, будет отрицательным.

Нужно также учитывать, что реформа упрощенной системы налогообложения является политически сложным процессом, поскольку затрагивает интересы большинства предпринимателей. Поэтому любые реформы в этой сфере должны быть продуманными, взвешенными и сопровождаться объяснением преимуществ, которые предприниматели и общество получат в результате реализации реформ. Учитывая это, изменения в налогообложении малого бизнеса должны быть частью широкого пакета реформ, который будет включать упрощение налогового администрирования и учета на общей системе налогообложения, увеличение прозрачности и устранения злоупотреблений при использовании государственных средств, улучшение качества государственных услуг (качества работы правоохранительной системы и т.д.), активизацию антимонопольной политики, а также существенное улучшение налогового администрирования.

 

Источник: www.business.ua