Свобода и уважение: воспитание детей в разных культурах мира

Что есть опасного во мнении, что существует один «правильный» способ воспитания?

Что именно продиктовано нам в способах воспитания нашей культурой? Как наш способ воспитания детей демонстрирует то, кем мы являемся на самом деле, как нация?

О воспитании в Америке, Скандинавии, Азии, Нидерландах и Испании говорится в материале «Ideas.TED».

Америка

«Американцы не имеют сценария», — рассказала в своем разговоре «Для родителей, счастье — это высокая планка» Дженнифер Сениор. «Мы верим в то, что можем сами придумать свое будущее, возможности и то, кем будут наши дети. Это прекрасно, но очень тревожно», — говорит она.

Она добавляет, что когда спросила мам о том, к кому они обращаются за советами по воспитанию детей, они назвали друзей, сайты и книги. Но никто не вспомнил собственную мать. Востребованными больше всего оказались современные стратегии воспитания.

d76465-d0e-854

Автор книги «Отцовство без границ: удивительные уроки от родителей со всего мира» Кристин Гросс-Лох говорит, что в отличие он США, в других странах нет «заламывания рук» по поводу воспитания детей. «Люди понимают, что есть способы делать это», — говорит она.

Клинический психолог Венди Моджел говорит, что мы должны растить наших детей так, чтобы они могли быть самостоятельными и могли оставить нас. «Они должны развивать самостоятельность, находчивость и стойкость, что является проблемой. Именно поэтому мы должны позволить им ошибаться», — говорит она.

Для американских родителей это очень трудно. «Родители искренне обеспокоены самыми большими вещами, вроде таяния ледовых шапок, экономикой и бесконечными историями о насилии и хищников. Они не в состоянии контролировать эти глобальные вещи, но они могут контролировать своих детей», — говорит она.

Скандинавия

В Норвегии, детство сильно институционализировано. Большинство детей поступают в государственный садик в 1 год (в течение этого года родители имеют полностью оплачиваемый государством декрет), затем школа и кружки.

Норвежцы считают, что для детей будет лучше быть в детском саду, где методы воспитания отражают фетишистскую преданность страны свежему воздуху. Поэтому даже в Осло, где, возможно, качество воздуха в помещениях выше, чем на улице, и во время суровых скандинавских зим, детей кутают и вывозят в колясках на улицу, чтобы они могли вздремнуть на свежем воздухе.

В Скандинавии есть акцент на демократические отношения между родителями и детьми. В Швеции особенно важны права ребенка. Например, ребенок имеет право «доступа к родительскому телу» для собственного комфорта. Таким образом он может залезть в родительскую кровать посреди ночи и родители должны позволять это. Если нет, то это считается отрицанием детских прав и родительской небрежностью.

Азия

В Японии, где Гросс-Лох прожила часть своей жизни, она позволяет своему 4-летнему ребенку, вместе с 7-летней сестрой и 11-летним братом, которые находиться без родительского надзора. Ее дети не стесняются ездить самостоятельно в метро и гулять по улицам Токио в одиночестве, так же, как это делают их японские сверстники. Но когда она возвращается в штаты, этого делать нельзя.

«Если я позволю им то же в США, я не просто получу недовольные взгляды. Ктото вызовет Службу по защите детей», — говорит она.

И в Японии, и в Норвегии, родители ориентированы на формирование независимости. Дети начинают свою самостоятельную жизнь рано, это может быть и самостоятельная дорога в школу, или в кино. Впрочем, рамки, все-таки отличаются.

В некоторых частях Азии, тем временем, общий сон с одним из членом семьи, даже в позднем детстве, является распространенным явлением. Корейские родители тратят больше времени на физический контакт со своими детьми. Но в семье ключевым является послушание, а не демократия.

Воспитание детей здесь с раннего возраста ориентировано на академическое обучение и поступление в колледж. Одна корейская мать крутила для своего двухмесячного ребенка английские ленты, поскольку, по ее словам «никогда не рано начать». Главная роль родителей — быть педагогами, а обязанность ребенка — уважать родителей и воздавать им жертвенностью.

Нидерланды

В Нидерландах родители верят в то, что не надо слишком сильно давить на ребенка.

«Люди будут рассказывать о двоюродном брате, который получил докторскую степень и был очень недоволен, потому что не было рабочих мест в университетах, и сказал не учить ребенка читать, пока он не пойдет в школу, потому что тогда ему будет там скучно и он совсем не будет иметь друзей «, — считает Сара Харкнесс, профессор кафедры по развитию человека и семейных исследований Университета Коннектикута.

Для голландских родителей, приоритетным является регулярный отдых, еда и приятная атмосфера.

Испания

В Испании, где семьи сосредоточены на социальных и межличностных отношениях развития ребенка, родители были шокированы одной идеей о том, что ребенок должен ложиться спать в 18:30, и может спать непрерывно до следующего дня, вместо того, чтобы взаимодействовать и участвовать в семейной жизни вечером.

«Они были шокированы концепцией», говорит Харкнесс. «Их дети ложились спать в 22.00», — добавляет она.

В общем, родительское беспокойство — это ужасно. Вместо переживать, мы должны учиться друг у друга и признавать, что есть очень разные пути воспитания ребенка.

Многообразие идей не должно вызывать стресс. «Невероятно прекрасно осознать, что не существует единственно правильного способа воспитания, и родители имеют право на ошибку. Это дало мне пространство вырастить моих детей такими, какие они есть и позволить им расти в этом», — говорит Гросс-Лох.