Упрощение процедуры отвода земельных участков

подготовлено:  www.bizresurs.com.ua

02 июля 2013 года Верховная Рада Украины приняла два законодательных акта, направленных на совершенствование процедуры отвода земельных участков и упрощение процедуры получения земли из государственной и коммунальной собственности. Такими законодательными актами являются Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины в сфере земельных отношений относительно упрощения процедуры отвода земельных участков» № 365-VII, а также Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно усовершенствования процедуры отвода земельных участков» № 366-VII.

Следует отметить, что нормы, предусмотренные данными законами, направлены на оптимизацию процедуры рассмотрения документов по землеустройству, разграничение полномочий органов государственной власти и местного самоуправления в данной сфере, а также упрощение процедуры отвода земельных участков и устранение противоречий между законодательными актами в регулировании земельных вопросов.

Среди основных изменений, которые вносят данные законодательные акты, можно отметить следующие.

Во-первых, процесс согласования будет происходить по территориальному местонахождению участка с четким разграничением полномочий согласовательных органов.

Это означает, что согласование документации по формированию земельных участков и внесение сведений о них в Государственный земельный кадастр должно осуществляться исключительно органами Государственного агентства земельных ресурсов Украины по месту расположения участков.

Также стоит отметить, что принятые нормы разграничивают полномочия органов государственной власти и местного самоуправления в вопросах, связанных с согласованием документации по землеустройству.

Во-вторых, согласовательным органам запрещено требовать при осуществлении согласования проведения любых обследований, экспертиз, других работ, предварительного согласования проекта другими органами.

Так, согласно ч. 7 ст. 1861 Земельного кодекса Украины от 25 октября 2001 года № 2768-III соответствующим компетентным органам при согласовании проекта землеустройства по отводу земельного участка запрещается требовать:

– дополнительные материалы и документы, не включенные в проект землеустройства относительно отвода земельного участка в соответствии со статьей 50 Закона Украины «О землеустройстве» от 22 мая 2003 года № 858-IV;

– предоставления согласования проекта землеустройства относительно отвода земельного участка любыми другими органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями и организациями;

– проведения любых обследований, экспертиз и работ.

Согласовательным органам запрещено требовать при осуществлении согласования проведения любых обследований, экспертиз, других работ, предварительного согласования проекта другими органами. Кроме того, каждый орган осуществляет рассмотрение и согласование проекта землеустройства относительно отвода земельного участка самостоятельно и независимо от согласования проекта с другими органами в определенный законом срок.

Безусловно, данное нововведение способствует упрощению процедуры отвода земельных участков. Кроме экономии времени, лица, заинтересованные в получении земельных участков в собственность, смогут также сохранить немалые денежные средства, так как до вступления в силу указанных выше положений простые граждане вынуждены были сталкиваться со значительным количеством платных экспертиз, которые составляли немалую статью расходов.

На сегодняшний день дополнительные экспертизы могут проводиться только в некоторых случаях по отношению к определенным категориям земель, таких как: земельные участки природно-заповедного и другого природоохранного назначения; земельные участки, расположенные на территории или в пределах объекта природно-заповедного фонда или в пределах прибрежной защитной полосы; земельные участки, расположенные на территории памятников культурного наследия национального значения, их охранных зон и охраняемых археологических территориях; земельные участки лесохозяйственного назначения и водного фонда.

Так, к примеру, если участок относится к землям историко-культурного назначения, при его отводе потребуется согласование с органами культурного наследия, если к участкам в пределах природно-заповедного фонда – органами охраны окружающей среды.

Однако такие участки не так уж часто подлежат передаче в частную собственность. Кроме того, особый статус данных категорий земель делает подобную экспертизу вполне оправданной.

Что интересно, ранее органы охраны культурного наследия обязаны были согласовывать все проекты землеотвода, независимо от того, относился земельный участок к исторической местности или нет. Это приводило к тому, что органы культурного наследия злоупотребляли своими правами, требуя проведения дополнительных экспертиз и даже проведения на таких участках раскопок, необходимости в которых не было.

В-третьих, предусмотрена возможность автоматического согласования проектов землеустройства по отводу земельных участков.

С одной стороны, автоматическое согласование проектов землеустройства по отводу земельных участков исключает «затягивание» процесса со стороны компетентных органов. С другой – принцип молчаливого согласия (автоматического согласования) таит в себе риск получения одного и того же участка разными лицами.

Так, в статью 123 Земельного кодекса Украины от 25 октября 2001 года № 2768-III были внесены изменения, позволяющие согласовывать проекты землеустройства по принципу молчаливого согласия (автоматического согласования). Теперь в случае если в месячный срок со дня регистрации ходатайства о предоставлении разрешения на разработку проекта отвода компетентный орган не предоставил разрешения на разработку документации по землеустройству или мотивированный отказ в его предоставлении, то лицо, заинтересованное в получении в пользование земельного участка из земель государственной или коммунальной собственности, в месячный срок со дня истечения указанного срока имеет право заказать разработку документации по землеустройству без предоставления такого разрешения. При этом о разработке документации по землеустройству такое лицо обязано письменно уведомить соответствующий орган, который передает земельные участки государственной или коммунальной собственности в пользование. К письменному уведомлению прилагается договор на выполнение работ по землеустройству по отводу земельного участка.

Таким образом, с одной стороны, автоматическое согласование проектов землеустройства по отводу земельных участков исключает «затягивание» процесса со стороны компетентных органов. С другой – принцип молчаливого согласия (автоматического согласования), к сожалению, таит в себе риск получения одного и того же участка разными лицами. Это обусловлено тем, что существует высокая вероятность одновременной подготовки нескольких проектов по отводу земельных участков разными лицами. При этом нормы, которые бы исключали возможность получения участка разными лицами при автоматическом согласовании проектов, на сегодняшний день отсутствуют.

В-четвертых, устанавливается административная ответственность за нарушения сроков согласования (отказа в согласовании) документации по землеустройству.

Так, в статью 535 Кодекса об административных нарушениях от 07.12.84 г. № 8073-X были внесены изменения, согласно которым нарушение должностными лицами установленного законодательством срока согласования (отказа в согласовании) документации по землеустройству влечет за собой наложение штрафа от тридцати до пятидесяти необлагаемых минимумов доходов граждан (от 510 до 850 гривен), а в случае повторного нарушения – от пятидесяти до двухсот необлагаемых минимумов доходов граждан (от 850 до 3400 гривен).

В-пятых, уточняется перечень документов, необходимых для предоставления бесплатно в собственность или пользование земельного участка из земель государственной и коммунальной собственности.

Согласно принятым нормам в ст. 123 Земельного кодекса Украины вносятся изменения, которыми уточняется картографическая информация, которую необходимо добавлять к ходатайству о предоставлении бесплатно в собственность или пользование земельного участка из земель государственной и коммунальной собственности. Стоит отметить, что данная статья устанавливает исчерпывающий перечень документов, которые прилагаются к указанному ходатайству. При этом требовать дополнительные материалы и документы, не предусмотренные статьей 123 Земельного кодекса Украины, запрещается.

 
ВЫВОД:

Таким образом, можно сделать выводы о том, что принятые законодательные изменения не только упрощают процедуру согласования землеустроительной документации, но и, как следствие, – облегчают гражданам весь процесс оформления прав на земельные участки. Однако некоторые нововведения, такие как автоматическое согласование проектов землеотвода, требуют дополнительной правовой детализации на законодательном уровне.

  

По материалам: «ЮРИСТ & ЗАКОН»