К чему приведет отмена пошлины на авто

64190-111

За два года украинские автоимпортеры выплатили в бюджет более 4,5 млрд. гривен в виде спецпошлины. ВТО лишила их этой обязанности, — Forbes.

Украина проиграла спор Всемирной торговой организации, предметом которого стала пошлина, введенная правительством два года назад, на ввоз новых импортных легковых автомобилей. Первой созвать экспертную панель ВТО и разобраться с действиями Украины попросила Япония. Затем к спору присоединились Австралия, Индия, Евросоюз, Корея, Россия, США и Турция. В итоге 26 июня правительству рекомендовали отменить пошлину. Министерство экономического развития согласилось с приговором и пообещало выполнить его как можно быстрее.

Дополнительный сбор Кабмин ввел в апреле 2013 года. Сначала за ввоз авто с двигателем объемом 1-1,5 л взимали плату в размере 6,46%, за авто с объемом двигателя 1,5-2,2 л — 12,95%. Затем пошлину дважды снижали. Теперь она составляет 2,15 и 4,32% соответственно. Тогда правительство называло это вынужденной мерой для защиты украинских автопроизводителей от импорта. Последним он так и не помог.

По данным ассоциации «Укравтопром», в 2013 году производство легковых авто в стране уменьшилось на треть, а общий объем автопродаж — на 9%. Но эта мера существенно повредила автоимпортерам. По словам главы Всеукраинской ассоциации автоимпортеров и дилеров (ВААИД) Олега Назаренко, того же года им пришлось заплатить около $ 253 млн спецпошлины, несмотря на то что большую часть автомобилей они успели ввезти до его внедрения. В 2014-м импорт легковых машин снизился на 43%.

В страну было ввезено 62600 авто на сумму $ 1,2 млрд. Средняя таможенная стоимость каждой ввозимой иномарки была на $ 2000 выше, чем годом ранее. Итак, в 2014-м автоимпортеры переплатили в бюджет более $ 100 млн.

В этом году, по информации Назаренко, импорт снизился еще на 57%. Для них отмена спецпошлины — бесспорно, приятная новость. Но это не исправит ситуацию на рынке. «Цена на автомобили с объемом бензинового двигателя 1-1,5 л уменьшатся всего на 2,15%», — подсчитал генеральный директор компании «Ниссан Мотор Украина» Андрей Нестеренко.

Например, автомобиль, который стоит $ 20 000, по его оценкам, подешевеет до $ 19 600. Да и то не сразу. В стране еще некоторое время будут продавать машины, завезенные с уплатой пошлины.

Главная проблема автоимпортеров — не в налога на импорт, а в обесценивание национальной валюты. «В таких реалиях авторынку достаточно трудно генерировать положительную доходность», — говорит Йозеф Граф, директор компании «Порше Украина», генерального импортера Volkswagen, Audi и SEAT. С начала расследование ВТО эти валюты в Украине подорожали втрое.

Однако ни один зарубежный автобренд не спешит уходить из Украины. Почему? «В стране есть колоссальный отложенный спрос на внутреннем рынке, — уверен председатель ВААИД. — Мы сегодня находимся на втором месте в мире после Кубы за устарелостью парка легковых автомобилей: их средний возраст — 21,5 года. При стабилизации экономической ситуации перспективы этого бизнеса здесь колоссальные».