климатический форум париж

12 декабря на официальном сайте ООН появился документ “Принятие Парижского договора”, согласованный сторонами-участниками Конференции ООН по изменению климата 2015.

Именно этот договор заменит после 2020 года Киотский протокол – до недавнего времени единое международное обязывающее соглашение развитые государства мира сокращать выбросы парниковых газов.

На сегодня положение нового договора лишь зафиксированы на бумаге – в течение следующих пяти лет их надо будет имплементировать.

Однако уже сейчас мировые специалисты по экологическим вопросам подчеркивают важность достигнутых договоренностей. Так, например, лауреат Нобелевской премии мира за работу по защите окружающей среды Эл Гор в своем Twitter назвал заключенный договор историческим.

Чтобы выяснить, какие глобальные изменения для мира и Украины несет собой новая климатическая сделка, журналисты говорили с экспертами Национального экологического центра Украины Ириной Ставчук и Олегом Савицким – аккредитованными участниками конференции в Париже.

Чем Парижский договор отличаться от Киотского протокола?

1. Несмотря на то, что Киотский протокол имеет юридическую силу международного соглашения – пока не найдено механизмов, которые обеспечили бы его выполнения.

Хотя в тексте документа и предусмотрены различные типы санкций в отношении стран-нарушителей, по мнению экспертов, эти меры не являются эффективными. Таким образом, многие страны на государственном уровне не выполняют своих климатических обязательств: например, США так и не ратифицировали Киотский протокол, а Канада официально вышла из него в 2012 году.

Поэтому участники конференции решили вообще отменить любые санкции за парниковые выбросы с 2020 года. В рамках Парижского договора каждая страна сама будет определять для себя объемы сокращения выбросов и посильно выполнять обязательства.

Благодаря такому шагу к новому соглашению присоединилось более 160 стран, часть из которых ранее боялась подавать свои планы сокращения выбросов из-за наличия санкций.

2. В соответствии с Киотским протоколом, конкретные климатические обязательства взяли на себя лишь небольшое количество развитых стран – в первую очередь, большинство стран ОЭСР и некоторые страны постсоветского пространства.

Почти 20 лет назад такое решение выглядело обоснованным. Однако с тех пор мировая экономическая система существенно изменилась – и такие относительно богатые государства, как Южная Корея или Саудовская Аравия, уже не могут позиционировать себя как “развивающиеся страны” и уклоняться от климатических обязательств.

Еще более абсурдным, по мнению экспертов, выглядит позиция Китая, который, являясь крупнейшим разрушителем озонового слоя, старается держаться в стороне климатических инициатив.

Итак, Парижское соглашение будет предусматривать новые обязательства для стран, чей экономический статус изменился со времен подписания Киотского протокола.

3. Киотский протокол позволяет межгосударственную торговлю квотами по выбросам парниковых газов, которая за время действия договора дискредитировала себя.

Квотная система работала следующим образом. Каждая страна имела разрешение на определенное количество вредных выбросов; если ей удавалось перевыполнить план, то есть, сократив выбросы, получить “неиспользованные проценты” – можно было продать эту разницу другой стране, которая по разным причинам свои климатические обязательства не выполнила.

Такая практика породила непрозрачность в национальном учете парниковых выбросов и дала возможность для реализации коррупционных схем, в том числе в Украине.

Парижское соглашение межгосударственную торговлю квотами запрещает.

4. Также дискуссионным остается вопрос о том, кто будет давать и кто будет получать средства на сокращение выбросов.

Киотский протокол в этом плане пользовался устойчивым списком стран с фиксированными обязательствами. То есть, каждая страна Киотского протокола должна содержать выбросы парниковых газов на определенном уровне, независимо от того, находится она в состоянии войны с другой страной, или страдает от экономического кризиса.

Парижский договор, в свою очередь, предлагает ряд критериев, с помощью которых всегда можно переоценить реальные возможности любой страны по ее вкладу в сокращение выбросов.

По словам специалистов, такая система является более гибкой и позволит быстро и адекватно реагировать на различные изменения.

Определенные страны выступили против такого принципа, не желая в будущем стать финансовыми донорами сокращения выбросов. Среди них, к примеру, Индия, которая сегодня имеет ВВП на душу населения почти вдвое ниже Украины, однако развивается очень быстро и имеет все шансы стать одним из крупнейших производителей парниковых газов в будущем.

5. В течение конференции серьезно обсудили возможное изменение самой технологии уменьшения выбросов парниковых газов странами мира. В частности большой резонанс вызвало выступление бывшего ученого НАСА, а теперь климатического активиста Джеймса Хансена.

По мнению Хансена, лимитировать нужно не выбросы парниковых газов, а количество и способы добычи и использования ископаемых, которые эти газы производят.

Однако, несмотря на успех речи ученого, такой принцип в Парижском договоре не воплощен.

В чем будет заключаться основная цель Парижского договора?

Главная цель нового соглашения – удержать повышение средней температуры в мире в пределах 2 градусов по Цельсию и попытаться сократить его до 1,5 ° С.

Однако, по мнению Ирины Ставчук, такой план не является реалистичным, ведь предложенные государствами планы по сокращению выбросов в совокупности способны удержать глобальное потепление в пределах 3 ° С.

И даже если после Парижского саммита государства пересмотрят свои планы в соответствии с положениями нового соглашения – повышение температуры хотя бы на два градуса будет иметь серьезные последствия для сотен миллионов людей.

В частности, под воду уйдут многочисленные островные страны; в таких горных государствах, как Таджикистан и Кыргызстан, растают ледники; а страны Африки, которые выбрасывают наименьшее количество парниковых газов, пострадают больше всего – там обострятся и без того серьезные проблемы с нехваткой питьевой воды и продовольствия.

Какие обязательства взяла на себя Украина?

Украина пообещала не превысить в течение следующих 15 лет уровень выбросов парниковых газов на уровне 60% от 1990 года.

Такое решение, по мнению специалистов, является неоднозначным – ведь уже сейчас Украина выбрасывает лишь около 40% газов с 1990 года. То есть, если взять нынешний уровень выбросов за 100%, украинский план будет означать плюс 43% к этой отметке.

По мнению экспертов НЭЦУ, как бы Украина не пыталась, так сильно увеличить уровень выбросов ей не удастся. “Такой шаг означал бы замораживание развития экономики, отказ от освоения возобновляемых источников энергии, отсутствие какой-либо экологической политики. Поэтому мы надеемся, что планка в 60% – стратегическое решение руководства государства, которое или надеялось на сохранение квотного принципа в новом соглашении, или же просто выбрало самый безопасный вариант”, – говорит Ирина Ставчук.

“Нас все условия, наоборот, побуждают к уменьшению выбросов: законодательство, которое платит зеленый тариф, уже существующие обязательства перед Европейским Союзом, нехватка угля, потребность отказаться от российского газа.

Поэтому мы считаем, что 60% – это просто такая стратегия “, – добавляет Олег Савицкий.

По данным исследования немецкой организации Germanwatch, представленного на Парижском саммите Украина 2015 год упала в международном рейтинге климатической политики на 16 пунктов по сравнению с прошлым годом.

Подготовлено: bizresurs по материалам УП-Жизнь