69c8160c258da04a85d

Цена топлива в рознице зависит не только от курса доллара.

На этой неделе цены на бензин побили исторический рекорд. Топливо на АЗС дорожало каждый день, в среднем на 50 коп. В результате, за прошедшие семь дней средневзвешенная стоимость бензина повысилась на 2,5 грн. В пятницу А-92 и дизтопливо премиальные заправщики предлагади уже по 20,50 грн / л, а А-95 – по 21 грн / л.

При стабилизации курса гривны цены на АЗС также успокоятся и начнут реагировать на цены нефтяного рынка (как было уже неоднократно ранее).

Системно же уменьшить зависимость этих цен от курсовых колебаний можно только за счет развития отечественной нефтепереработки. Формально, в Украине есть семь предприятий, которые могут производить автомобильное топливо: шесть нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ) и Шебелинский газоперерабатывающий завод (ГПЗ).

Мировые цены

По состоянию на 9 февраля этого года, средняя мировая цена на бензин составляла $ 1,04 за литр, но разброс цен между странами очень большой. Как правило, во многих странах цены выше, а в бедных и развивающихся странах, производящих и экспортирующих нефть – цены ниже. Единственным исключением является США, экономически развитая страна с низкими ценами на бензин. Объясняется такое разнообразие цен применением в странах различных налогов и субсидий на бензин.

Работают сейчас только Кременчугский НПЗ и Шебелинский ГПЗ, а Одесский НПЗ находится в полурабочем состоянии. Общая беда всех этих предприятий – техническая отсталость, поэтому топливо производится невысокого качества и с большими потерями сырья.

Для стимулирования их модернизации государство могло бы пойти на отмену НДС при импорте нефти с целью переработки, установить льготных пошлин на ввоз оборудования, необходимого для модернизации НПЗ, а по мере развития отечественного производства – вводить пошлины на импорт топлива. Тем более, что для внутреннего производства топлива удешевление гривны – во благо.