Чем живет e-commerce в кризис

ecommerce

Через курсовые колебания и экономическую нестабильность украинский e-commerce разделился на несколько слоев.

Теперь в каждом из них – свое “кино”.

Впрочем, куда бы не перетекал трафик, и как бы не росло число запросов, все группы и типы потребителей стремятся решить свои проблемы.

Курсы вверх

В сегменте В2С наблюдается определенное замедление.

Поскольку большинство одежды и обуви производится за рубежом, продавцы не просто перечисляют цены по новым курсам. Дополнительно они перестраховываются еще на 2-3 грн к текущему коммерческому курсу. Так происходит всегда: поставщик и продавец не будут убыточны ради того, чтобы понравиться покупателю.

Падение покупательной способности людей сказывается на рознице.

“Многие продавцы одежды и обуви пытаются реализовать товары, которые давно лежат на складах. При этом ассортимент товаров из новых коллекций уменьшился из-за резкого скачка курса доллара и уменьшения потребительской способности населения”, – говорит директор по маркетингу шопинг-клуба LeBoutique Павел Левчук.

Ситуацию на рынке fashion-ритейла он не расценивает как критическую. Украинцы покупают брендовую одежду и обувь, хотя и экономят, предпочитая распродажи.

Один из экспертов рынка отмечает, что большинство розничных торговцев одеждой и обувью занимаются одним и тем же: печатают ценники по свежим курсом и сверху пишут: -50%. В последнее время необходимость в замене ценников возникает настолько часто, что в некоторых магазинах решили от них отказаться.

Логичным шагом для потребителя был бы поиск альтернативы в сети. Со времен прошлого финансового кризиса интернет всегда считался гаванью низких цен, что было правдой во времена ажиотажного демпинга и начального наполнения рынка.

“Пользователи стали тратить больше времени на выбор товара. Они просматривают больше категорий товаров, в том числе альтернативных, подробнее изучают обзоры – не только о самом товаре, но и о продавце”, – рассказывает генеральный директор торговой площадки Allbiz Дмитрий Лисицкий.

Вместе с тем, они стали меньше покупать, добавляет он. “Общий тренд очевиден: уменьшение покупательной способности, падения продаж, уменьшение среднего чека покупок, хотя в гривне он увеличивается за счет роста курса доллара”.

О росте среднего чека по результатам 2014 говорят и в шопинг-клубе LeBoutique. По их данным он вырос на 15%. При этом количество трафика интернет-магазинов не изменилась, хотя покупка товаров через интернет упала.

“Покупатели стали экономить на количестве товаров. Если раньше они могли купить сразу несколько вещей из одной товарной категории, то теперь их в заказе меньше”, – говорит Левчук. По его словам, Украинцы также теряют интерес к товарам не первой необходимости – браслетов, платков, других аксессуаров.

В В2В-сегменте идет процесс активизации компаний на площадках. Уменьшение спроса на традиционных каналах заставляет компании испытывать новые инструменты.

“Предприятия с В2В-сегмента преодолевают собственную инерционность и ложные стереотипы о том, что онлайн-продвижение подходит только для В2С. Кризис заставляет компании выйти из зоны комфорта, и это положительно скажется на e-commerce. Хотя из-за кризиса он не будет расти так сильно, как мог бы”, – считает Лисицкий.

Как отмечают в Allbiz, с помощью интернет-площадок компании также пытаются выйти за рамки украинского рынка и сотрудничать с контрагентами из других стран. Заинтересованность в функциях платформы для международной торговли клиентов компании в 2014 году выросла в семь раз.

Интернет “с рук”

Интернет-магазины с ухудшением экономической ситуации получили обострение конкуренции со стороны вторичного рынка товаров, который существует в любой категории.

На некоторых рынках, например, товары для детей, он равен первичным по объемам. Другими словами, люди продают вещи, которые были в использовании недолго и сохранили свою функциональность в полном объеме.

Это С2С – client2client. Такие продажи, конечно, “вынимают” деньги из “белого” рынка, забирая клиентов у традиционного и интернет-розницы.

“За 2014 посещаемость нашего ресурса выросла на 45%. По сравнению с 2013 годом количество ежедневных объявлений выросла на 60%. Мы прогнозируем, что в 2015 году тенденция роста количества потребителей и совершенных сделок на OLX сохранится”, – говорит маркетинг-директор OLX Екатерина Замуренко.

По ее данным, быстрее всего росли категории по продаже одежды, обуви, товаров для дома. Однако частные продавцы не всегда торгуют товарами, бывшими в употреблении.

Как рассказал один из экспертов, сейчас цветут “самодельные” магазины. Обычно, это группы “Вконтакте”. Там излагаются фотоальбомы с товарами, которые и являются витриной магазинов. В таких группах могут продаваться различные товары и услуги: брендовые вещи, стоки, вещи собственного производства, совместные покупки и даже “контрабас”.

Такой всплеск имеет свои причины. Конкурировать с крупными магазинами становится все сложнее, и новые проекты требуют инвестиций. “Сейчас выходить на рынок и пытаться бороться с существующими игроками нереально. Кроме варианта, когда в проект вливаются большие деньги”, – считает Левчук.

Однако ситуация не слишком благоприятная для инвестиций. Потребительский спрос падает, и растет востребованность эконом-предложения. Здесь и появляются люди с карточкой Приватбанка и “Новой почтой” – интернет-магазин по-украински.

Именно так находят себя малотиражные отечественные производители. Часто это даже не цеха, а просто несколько единомышленников, у которых хобби переросло в небольшой бизнес.

Похоже, в ближайшее время ситуация коренным образом не изменится.

“В 2015 году в В2С-сегменте продолжат расти категории” Одежда и обувь “- 7 100 000 просмотров и 396,8 тыс предложений в 2014 году – и ” Продукты питания”- 6 020 000 просмотров и 315,8 тыс предложений “, – прогнозирует Лисицкий.

В OLX считают, что рост будет продолжаться в категориях “Мода и стиль”, “Дом и сад”, “Детские товары”.

Судя по всему, спрос на доступные цены сохранится и будет способствовать торговцам, которые найдут способ их предложить.

 

Источник: www.epravda.com.ua