Биометрический паспорт в Украине: условия и процедура оформления

биометрический паспорт в украине

С 1 января 2015 года в Украине введены биометрические загранпаспорта.

Биометрические документы — это документы, удостоверяющие личность и содержат электронный носитель информации, на котором записана информация о биометрических данных владельца документа с целью его идентификации.

Такие документы наиболее защищены от подделок и исключают возможность пользования ими любым лицом, кроме владельца. Главная идея внедрения более защищенных документов, которые обеспечивают идентификацию личности — это существенное повышение защищенности общества от проявлений преступности и международного терроризма.

Перечень информации, вносимой в биометрических документов:

(Закон Украины «О Едином государственном демографическом реестре и документах, которые подтверждают гражданство Украины, удостоверяющих личность или ее специальный статус» (статья 21):
1) название государства;
2) название документа;
3) имя лица;
4) пол;
5) гражданство;
6) дата рождения;
7) уникальный номер записи в Реестре;
8) номер документа;
9) дата окончания срока действия документа;
10) дата выдачи документа;
11) уполномоченный субъект, который выдал документ (код);
12) место рождения;
13) оцифрованное изображения лица человека;
14) оцифрованная подпись.

Кроме того, в биометрический паспорт гражданина Украины по письменному ходатайству заявителя, а в отношении лиц, не достигших шестнадцатилетнего возраста, — их родителей (усыновителей), опекунов, попечителей или других представителей может быть внесена также дополнительная переменная информация, предусмотренная законом.

В ближайшем будущем планируется обеспечение оборудованием для оформления биометрических паспортов все территориальные подразделения миграционной службы. Это не простой процесс как технически, так и в плане программного обеспечения и коммуникаций. Да и сама процедура новая и кропотливая, — требует тщательного и внимательного выполнения.

Специалисты, которые непосредственно будут оказывать административную услугу — оформление и выдача биометрических документов прошли плановое обучение и сдали зачеты.

Процедура оформления биометрического паспорта для гражданина почти не изменилась — нужно прийти в пункт оформления, подать заявление, паспорт гражданина Украины и идентификационный номер. Фотографирование и сканирование отпечатков пальцев рук будут осуществлять сотрудники миграционной службы.

Постановлением Правительства предусмотрена выдача паспорта для выезда за границу гражданам, которым исполнилось 16 лет сроком действия 10 лет.

Срок оформления биометрических документов — в течение 20-ти рабочих дней в обычном режиме, и 7 рабочих дней — в ускоренном. Стоимость документа при оформлении за 20 рабочих дней 518 гривен, и 778 гривен за 7 дней.

Перечень документов необходимых для получения биометрического паспорта

— Заявление, в котором указываются сведения о заявителе: фамилия, имя, отчество, паспортные данные (серия, номер паспорта, кем и когда выдан, место жительства), телефон. Заявление оформляется при подаче документов работником подразделения ГМС Украины;

— Платежный документ (квитанция) с отметкой банка, отделения почтовой связи или кода проведенной операции об оплате стоимости этой государственной услуги и бланка паспорта;

— Платежный документ (квитанция) с отметкой банка, отделения почтовой связи или кода проведенной операции об уплате государственной пошлины или документ, подтверждающий полное или частичное освобождение от его уплаты;

— Паспорт гражданина Украины, а для лица, не достигшего 16 лет, — свидетельство о рождении (после принятия документов возвращаются получателю услуги);

— Идентификационный номер лица.

Для оформления второго паспорта / проездного документа или одновременного оформления двух паспортов / проездных документов гражданин дополнительно подает заявление, в котором обосновывает насущную необходимость осуществления регулярных поездок за границу (например: осуществление пассажирских или грузовых перевозок, участие в спортивных соревнованиях или концертно-театральных гастролях, предпринимательская , туристическая или журналистская деятельность и т.п.). При одновременном оформлении двух паспортов / проездных документов подаются два заявления-анкеты с одним экземпляром необходимых документов каждый.

Документирование детей: детям в возрасте до 16 лет будет выдаваться полноценный паспорт, впрочем, срок его действия будет меньше — 4 лет. Но с 16-ти лет паспорт будет выдаваться на 10 лет, что очень удобно детям, которые планируют учиться за границей — ведь сегодня, в соответствии с действующим законодательством паспорт выдается с 18-ти лет.

Впрочем до апреля 2015 году можно будет оформить и проездной документ ребенка для выезда за границу, он выдается с рождения — сроком действия три года или — до достижения ребенком 18-летнего возраста.

В паспорт гражданина Украины для выезда за границу, содержащий бесконтактный электронный носитель с биометрическими данными лица, сведения о детях не вносятся.

Паспорта гражданина Украины для выезда за границу, которые оформлялись до 1 января 2015 года, будут иметь силу до окончания срока их действия, и заменять их на биометрические не обязательно.

Сейчас каждый гражданин Украины может оформить обычный (без чипа) паспорт для выезда за границу, а также отказаться от внесения на чип отпечатков пальцев рук.