Трудные времена для бизнеса в Украине. Как решает проблемы «Śnieżka»?

Крупнейший польский производитель красок свое предприятие в Украине построил еще в 1999 г. Через войну и экономический кризис с украинского рынка вышло много польских фирм. Уменьшились обороты и в «Śnieżka», но фирма Петра Микрута не поддается.

Сначала финансовый кризис, потом война. Серия бедствий, которые коснулись Украины, напугала польский бизнес, который там осуществлял свою деятельность. В начале года из некогда перспективного рынка начал выходить «Serinus» из группы «Kulczyk Holding». Ранее свой бизнес ограничили на этом рынке банки «PKO BP» и «Idea Bank», а один из пионеров инвестиций за восточной границе Польши, Януш Тхужевський, создатель «Ultimo», лишился бизнеса из финансового посредничества «123 Kredyt».

Сложнее отступать было производителям. Продажа фабрик среди кризиса – это экономическое самоубийство. Большинство, остались, понесли огромные убытки, например, как «Rovese» Михала Соловова: в начале 2014 г. производитель керамической плитки имел почти 200 млн злотых убытков. Тяжелые времена лучше переносит «Śnieżka», которую контролирует семья Микрутив, Станислав Цимбор и Ежи Патер.

«Уменьшение доходов удалось амортизировать путем обрезания расходов, в частности, значительно сократив персонал и ограничив капитальные расходы. Украинская компания в каждом квартале имела плюсовой баланс», – убеждает Кшиштоф Падо, аналитик маклерской фирмы «BDM».

«Śnieżka» – это лидер восточного рынка, а сама Украина – ее важнейший зарубежный рынок. Есть причины для того, чтобы бороться за сохранение позиции.

«Приоритет нашей стратегии развития – рынки, на которых имеем большую долю, что позволяет нам соответственно распоряжаться большим бюджетом, чтобы эффективно внедрять маркетинговые и торговые мероприятия. Поэтому мы фокусируемся на странах Центрально-Восточной Европы. Несмотря на проблемы, с которыми борется Украина, мы до сих пор верим в этот рынок», – говорит Петр Микрут.

Доля «Śnieżki» на рынке уменьшилась с 22 до 17 %, но фирма сохранила позицию лидера. Теперь возвращает себе рынок.

На самом деле выход на восток был лучшим рецептом для развития «Śnieżka». Польский рынок растет медленно. Компания имеет амбициозный план вытеснять из Польши конкурентов, внедряя очередные инновационные продукты с верхней полки, как пятноотталкивающая керамическая краска «Magnat Ceramic».

«Она действительно гарантирует отталкивание пятен», – Петр Микрут повторяет фразу, которую в рекламе краски произносит известных повар Войцех Модест Амаро. Однако это сложный путь, требующий больших затрат на маркетинг и имеет довольно ограниченные результаты: каждый год продажи растут только на 6 %.

Поэтому зарубежные рынки настолько важны. Несколько лет назад не удалось выйти на румынский рынок. Остаются Украина и значительно меньшая Беларусь. Западная и центральная части Украины – это главные рынки сбыта. Тем не менее, до регионов, охваченных войной, попадало около 15 % красок.

«Негативное влияние на объемы продаж были не только ограничены возможностью работы непосредственно в охваченных конфликтом районах. Вся страна пережила огромное потрясение, курс гривны начал резко падать, росла инфляция», – говорит председатель правления «Śnieżka», который признал, что нет смысла насильно сохранять рыночную позицию.

Важнее защитить результат. Поэтому Микрут позволил, чтобы продажи уменьшились даже больше, чем у конкурентов. Он сосредоточился на уменьшении расходов и оптимизации дистрибуции.

«Мы ограничились к сотрудничеству с наиболее надежными дистрибьюторами, а для проблемных ввели систему предоплаты», – отмечает руководитель. Рентабельность получилась даже выше, чем на польском рынке.

Самым сложным был 2014 г., когда продажи в пересчете на злотые уменьшились на 41 %. Через год было уже несколько лучше – в 2015 г. продажи номинально росли, но в пересчете на злотые уменьшение составляло 14 %. В целом украинский рынок в результатах компании очень много потерял. Перед войной он давал 22 % прибыли, а за два года – только 12 %

Сегодня гривна стабилизировалась, а после двух лет ослабления, начал расти также спрос. Продажи, тоже в злотых, наконец пошли вверх. После трех кварталов рост составил 12 %.

«Результаты нас положительно удивили. Мы надеялись на улучшения, но не на таком хорошем уровне. Думаю, нас ждет очередной год возврата доли на рынке», – подчеркивает Петр Микрут.

Остается вопрос: «Что дальше?»

«Ситуация в украинской экономике настолько сложна и зависима от политики, что даже без войны сложно ожидать резкого улучшения. Кроме того, уже в период предыдущего роста украинцы не смогли побороть многих патологических явлений. Теперь будет еще сложнее все исправить», – считает Януш Тхужевський, который до сих пор помнит свое поражение.

Пессимистично потенциал украинского рынка оценивает и Кшиштоф Падо с «BDM», который прогнозирует рост в пределах 5 %, то есть как в Польше. По его мнению, к концу декады доходы превысят 80 млн злотых (в 2012 г. было 132 млн злотых). В развитии «Śnieżka» не помогает также кризис в Беларуси, экономика которой также сильно связана с Россией: там продажи в течение трех лет уменьшились на 40 %.

В этих обстоятельствах на фирму Петра Микрута ждет стабильный, но медленный рост, который будет зависеть от польского рынка, что синхронизирован с динамикой польского ВВП. Иначе может произойти, если он решится на радикальное движение – серьезный выход на любой рынок с его поглощением. Союз, которым бережно руководили, собрал большой буфер капитала – долг нетто на сегодня составляет почти половину EBITDA. На любые инициативы «Śnieżka» без проблем могла бы получить не менее 200 млн злотых кредита. Петр Микрут, в конце концов, убеждает, что периодически в его руки попадает какой-то проект и он уже присматривался к нескольким фирмам. Но пока безрезультатно.

Подготовлено: bizresurs по материалам Forbes.pl

Copyright © 2017 · bizresurs · Все права защищены ·