Е-декларирование и транш МВФ, неожиданный рост минимальной зарплаты и провал в рейтинге Doing Business.
Наиболее резонансной новостью в украинской экономике на прошлой неделе стало не событие или экономический показатель, а… последствия кампании электронного декларирования доходов и имущества украинских чиновников и народных депутатов, срок которой в соответствии с действующим законодательством завершается 30 октября. Украинское общество живо обсуждает не столько сам факт декларирования, сколько объемы задекларированных чиновниками и другими государственными служащими средств и ценностей, которые в совокупности сопоставимы с кредитными траншами Международного валютного фонда для Украины.
Самым главным открытием процесса е-декларирования для украинского общества стали сведения о нагроможденных руководителями государства средств, которые находятся даже не в банковской системе, а «под подушками» – в наличной форме. Так, украинский премьер-министр Владимир Гройсман показал в электронной декларации наличие 870 тысяч долларов, 460 тысяч евро и 2,28 млн. гривен наличными, ряд квартир, земельных участков и дорогих часов при зарплате за прошлый год 77 270 гривен (чуть меньше 3 тысяч долларов по текущему курсу). Председатель Национального банка Валерия Гонтарева задекларировала 1,831 миллиона долларов на банковском счете в государственном «Укрэксимбанке», доходы от продажи корпоративных прав в 23,518 миллиона гривен и два дорогих автомобиля Porsche Cayenne и Porsche Panamera. Председатель Государственной фискальной службы Роман Насиров показал в своей е-декларации 1,16 млн. долларов США, 450 тыс. евро и 4,35 млн. гривен наличными, автомобили Toyota Camry и Lexus LX600, квартиру и два дома, 25 земельных участков, дорогие часы Rolex и Breguet, большое количество ювелирных изделий и номинальные права в британских компаниях. «Чемпионом» е-декларирования после народного депутата Сергея Мельничука, который задекларировал триллион гривен наличными, что больше, чем общее количество гривни в обороте, а потом счел это шуткой, стал внефракционный депутат парламента Вячеслав Константиновский, который указал в декларации 14,7 миллиона долларов наличными, а также 500 тыс. евро и почти 6,8 млн. гривен.
Увиденные в е-декларациях доходы чиновников дали повод украинцам шутить о том, что, мол, Международный валютный фонд может не давать Украине кредиты, а наоборот, одалживать у ее чиновников. Шутка, очевидно, был услышана – 26 октября стало известно о том, что приезд миссии МВФ в Украину, которая должна была проверить ход выполнения реформ, оценить работу власти и предоставить рекомендации по реализации очередного транша программы расширенного финансирования, отложено на неопределенный срок «из-за внутренних проблем фонда». Правда, уже 27 октября МВФ предоставил официальное уточнение – на текущем брифинге в Вашингтоне официальный представитель фонда Джерри Райс сообщил, что фонд подтверждает прибытие миссии в Киев в начале ноября, а также возможность получения Украиной очередного, четвертого транша кредита до конца текущего года. При этом реальностью четвертый транш станет лишь в случае обеспечения сбалансированности госбюджета на 2017 год, а также выполнения серии «маркеров» новой редакции меморандума с МВФ, среди которых – обеспечение институциональной независимости Национального банка, пенсионная реформа и корректировки социальных программ в бюджете, подготовка закона об обороте сельскохозяйственных земель, расширение полномочий Национального антикоррупционного бюро и создания специализированной антикоррупционной прокуратуры.
Первый и самый главный пункт этих вопросов – сбалансированность бюджета-2017 – оказался под вопросом уже на прошлой неделе. 26 октября премьер-министр Владимир Гройсман на заседании правительства неожиданно заявил о намерении увеличить в следующем году минимальную зарплату вдвое – до 3200 гривен (чуть больше 123 долларов по текущему курсу) и сравнить показатели минимальной зарплаты и прожиточного минимума.
«Мы нашли общее решение – и правительства, и коалиции, и президента, что дает нам возможность осуществить первые шаги по наведению порядка и по оценке труда украинских граждан», – заявил он.
Инициативу поддержал председатель Государственной фискальной службы Роман Насиров, который предложил в 2017 году увеличить минимальную зарплату до 5000 гривен, поскольку это будет способствовать детенизации экономики и уничтожению такого явления, как зарплата «в конвертах». При этом в проекте бюджета-2017, который прошел первое чтение, заложен рост минимальной зарплаты и прожиточного минимума лишь на 10% – до 1762 грн, или около 68 долларов в месяц. Ни премьер, ни министр финансов Украины не предоставили конкретной информации, за счет чего будет обеспечены дополнительные расходы бюджета и его баланс. По этому поводу уверенно высказался лишь министр социальной политики Андрей Рева, который заявил, что деньги на повышение минимальной зарплаты планируется взять не с печатания гривны или привлечения иностранных кредитов – их, мол, очень легко взять с реальной украинской экономики, просто уточнив определенные макропоказатели бюджета-2017. В реальности этого предположения сомневаются советники и международные партнеры – 28 октября сопредседатель стратегической группы советников украинской власти, известный польский экономист Лешек Бальцерович назвал решение о росте минимальной зарплаты «неприятным сюрпризом», поскольку советники не имели возможности ознакомиться с его экономическим обоснованием. По его словам, это уже второй «неприятный сюрприз» украинской власти – первым стало продление моратория на продажу сельскохозяйственных земель. По мнению Бальцеровича, к повышению минимальной зарплаты следует просчитать влияние этого решения на расходную часть бюджета, а также на пенсионную систему и теневую экономику.
«Я не против того, чтобы было меньше бедных людей. Но бедность устраняется путем экономического роста, а ускорение роста требует ускорения реформ», – отметил он и подчеркнул, что сокращение бедности в будущем не может быть гарантировано без сбалансированного бюджета, снижение инфляции и улучшению бизнес-среды.
С улучшением бизнес-среды Украины, захваченной «достижениями», о которых мы уже упомянули выше, также все плохо. Вопреки прогнозу первого вице-премьера – министра экономического развития и торговли Украины Степана Кубива, который в сентябре горячо уверял, что Украина может подняться в мировом рейтинге легкости ведения бизнеса «Doing Business-2017» от Всемирного банка минимум на 15 позиций, реально в рейтинге «Doing Business» на 2017 год Украина поднялась на 3 позиции и заняла 80-е место из 190 стран мира. В представительстве Всемирного банка в Украине также пояснили, что улучшение частично произошло благодаря методологическим изменениям, и собственно реформы повысили положение страны лишь на один пункт. По сравнению с рейтингом на 2016 год Украина улучшила свои позиции по показателям регистрации предприятий (с 30-го до 20-го места), подключение к электросетям (со 137-го до 130-го места) и налогообложение (со 107-го до 84-го места). Но среди сфер, в которых показатели ухудшились или не изменились, стали решения проблем с неплатежеспособностью (снижение с 141-го до 150-го места), международная торговля (со 109-го до 115-го места), регистрация собственности (с 61-го до 63-го места), доступ к получению кредитов (с 19-го до 20-го места) и получения разрешений на строительство (без изменений). Новый отчет демонстрирует, что Украине необходимо решительнее внедрять реформы по дерегуляции экономики, поскольку государство значительно уступает соседним странам – так, Румыния находится в рейтинге «Doing Business-2017» на 36-м месте, Беларусь – на 37-м, Молдова – на 44-м, Россия – на 40-м, Турция – на 69-ом. По мнению того же Степана Кубива, Украина может в следующем году войти в ТОП-50 стран в рейтинге “Doing Business-2018”, если примет 15 важных дерегуляционных законопроектов. Однако принять законы – это еще только пол-работы. Значительно важнее, чтобы эти законы непринужденно и беспрекословно выполнялись. Пока же, как сообщил 24 октября президент общественной организации «Всеукраинская ассоциация компаний по международному трудоустройству» Василий Воскобойник, крупнейшим инвестором украинской экономики остаются работники, которые перечислили за последние 5 лет в Украину около 35 млрд. долларов, а в 2013 году перечислили рекордную сумму в 8,5 млрд. долларов.
В завершение этого обзора – две положительных и одна отрицательная новость. Первая: за январь-август 2016 года Украина экспортировала аграрной продукции на 9,1 млрд. долларов, что составило 40,1% всего национального экспорта за этот период. Вторая – отрицательная: в августе экспорт украинской агропродукции в страны Евросоюза снизился на 17,2% по сравнению с августом 2015 года – до 284 млн. евро. В абсолютном измерении украинский агроэкспорт в ЕС снизился на 59 млн. евро, что по статистике стало своеобразным антирекордом Украины. Третья новость – выход на украинский рынок газа французского газотрейдера Engie, который начинает прямые поставки голубого топлива украинским потребителям. Engie также стала первой компанией Евросоюза, которая подписала соглашение о хранении газа в крупнейшем в Европе украинском комплексе подземных газовых хранилищ.
Подготовлено: bizresurs