Главная » Новости, Финансы » Главные события в экономике Украины за неделю. 12-16 сентября

Главные события в экономике Украины за неделю. 12-16 сентября

152-996-252-789

Возобновление сотрудничества с МВФ, бюджет-2017, газотранспортный скандал и ухудшение экономических свобод.

Важнейшим событием для украинской экономики на прошлой неделе, конечно же, стало возобновление сотрудничества с Международным валютным фондом.

14 сентября Совет директоров МВФ завершил второй пересмотр программы расширенного финансирования для Украины и решил предоставить очередной транш кредита по этой программе в сумме около 1 млрд. долларов США, а уже 16 сентября средства транша были перечислены в Украину.

По информации пресс-службы МВФ, по завершении обсуждения директор-распорядитель фонда Кристин Лагард заявила, что «в Украине наблюдаются положительные признаки оздоровления, несмотря на сложные внешние условия и тяжелый экономический кризис. Набирает обороты экономическая активность, уровень инфляции быстро снижается, а уверенность растет. Увеличились объемы валовых международных резервов и банковских депозитов. Несмотря на тяжелые последствия социального и экономического кризиса ожидается, что темпы роста в последующий период будут более высокими. Эти успехи в значительной степени достигнуты благодаря реализации программы официальных органов, в частности их разумной макроэкономической политики, смелых шагов по повышению энергетических тарифов до уровня возмещения себестоимости, а также мероприятий по оздоровлению банковской системы». Принимая решение о восстановлении сотрудничества, совет директоров МВФ освободил Украину от необходимости выполнения критериев эффективности, которые касаются чистых международных резервов, неувеличения долгов по внешним платежам и невнедрение новых валютных ограничений.

Украинская власть восприняла долгожданное решение о транше МВФ возвышенно. Президент Петр Порошенко назвал его «зеленым светом для инвесторов», премьер-министр Владимир Гройсман – свидетельством того, что доверие к Украине восстанавливается, и сигналом иностранным инвесторам, что в Украину можно и нужно вкладывать деньги, а руководство Национального банка – подтверждением того, что Украина идет правильным путем к восстановлению устойчивого экономического роста.

Весь полученный транш направлен на пополнение золотовалютных резервов Украины, которые, по прогнозам Нацбанка, при условии получения следующего, четвертого транша МВФ в сумме 1,3 млрд. долларов, могут вырасти до 17,2 млрд. долларов США. При этом, чтобы получить четвертый транш, украинской власти придется серьезно потрудиться – из копии новой редакции меморандума между Украиной и МВФ, опубликованной украинским интернет-изданием «Апостроф», следует, что для получения четвертого транша нужно будет провести пенсионную реформу, которая заключалась бы в консолидации пенсионного законодательства, принятии закона о постепенном изменении пенсионного возраста и введении единого принципа пенсионного обеспечения без льгот, оптимизировать выплату субсидий и разработать до конца октября механизм временной корректировки тарифов на газ при изменениях стоимости его импорта более чем на 10%. Да и другие международные организации не разделяют оптимизма украинских властей – по мнению председателя Transparency International Хосе Угаса, решение МВФ предоставить транш было политическим.

«Если бы решение о предоставлении платежей формировалось на обычных условиях предоставления займа, то оно было бы отрицательным. Но политика взяла верх, и Украине дадут еще один «спасательный круг», – сказал он, назвав Украину страной, которая имеет «правящую элиту, скомпрометированную коррупцией».

По мнению председателя Transparency International, Украина остается уязвимой к коррупции и захвату власти, пока не наладит экономику и не покончит с безнаказанностью чиновников.

Пусть там как, но поступления транша МВФ все же имело свое положительное влияние. Уже к концу сентября, по информации украинского информагентства «УНИАН» со ссылкой на информированные источники в правительстве, Украина планирует получить давно обещанный 1 миллиард долларов кредитных гарантий США и выпустить под него новые евробонды. Сразу же после получения транша, 15 сентября, Национальный банк Украины лишь на 0,5%, но понизил свою учетную ставку – до 15% годовых, а также смягчил валютные ограничения, увеличив суточный лимит снятия наличных в иностранной валюте с банковских счетов с эквивалента 100 тыс. до эквивалента 250 тыс. гривен (примерно 9800 долларов) и разрешив предприятиям покупать иностранную валюту для погашения иностранных займов.

Предоставление транша кредита МВФ существенно укрепило гривну – если на межбанковском валютном рынке еще в начале недели за доллар давали 26,64 гривны, то уже 16 сентября он стоил в среднем 25,82 гривны. Аналогичная ситуация была и на наличном рынке, где курс доллара снизился с 26,4 гривны в начале недели до 25,5 гривны в конце недели.

Вторым важным событием украинской экономической жизни минувшей недели стало представление правительством в парламент проекта государственного бюджета на 2017 год, которое произошло четко в определенный Бюджетным кодексом срок – 15 сентября. Проект бюджета предусматривает доходы в 712,5 млрд. гривен, расходы – на 790 млрд. гривен, а дефицит – 77,5 млрд. гривен, или 3% валового внутреннего продукта. Проект предполагает рост минимальной зарплаты и прожиточного минимума на 10% и увеличение расходов на социальную сферу, образование, медицину и науку.

Премьер-министр Владимир Гройсман заверил, что правительство не планирует повышать ключевые ставки налогов в 2017 году, но проект предусматривает рост большинства налоговых поступлений по сравнению с 2016 годом – 18% от акцизов до 21,1% от налога на добавленную стоимость. В проекте бюджета-2017 впервые в истории бюджетирования предусмотрены доходы в 7,7 млрд. гривен от специальной конфискации имущества бывших высокопоставленных чиновников, которая при отсутствии критериев и процедур на сегодня имеет высокий риск недополучения – почти такой, как поступления от приватизации, которые в проекте бюджета-2017 запланированы на уровне 17 млрд. гривен и могут также быть выполнены через низкую популярность среди предприятий инвесторов в связи с неблагоприятным инвестиционным климатом. Правда, эта версия проекта госбюджета еще очень рабочая – ведь, по давней украинской традиции, сразу же после официального представления 15 сентября проект обычно отзывают на доработку, и в какую-то предновогоднюю ночь депутаты Верховной Рады голосуют совсем за другие параметры и показатели. Сейчас проект бюджета-2017 еще никто не отозвал, но все еще может быть, поэтому подробнее анализировать этот документ пока не стоит.

На фоне всех положительных событий прошлой недели «ложкой дегтя в бочке меда» стал скандал, связанный с контролем над одним из самых ценных украинских активов – газотранспортной системой Украины. 15 сентября стало известно о подписанном первым вице-премьером – министром экономического развития и торговли Степаном Кубивым приказ об изменении устава НАК «Нафтогаз Украины» и ПАО «Укртрансгаз», который выводит оператора украинской газотранспортной системы «Укртрансгаз» из сферы управления «Нафтогаза» в непосредственное подчинение Минэкономики, которое получает право назначать правление и наблюдательный совет, утверждать бюджет и контролировать закупки компании. Объясняя свои действия на брифинге 17 сентября во Львове, Степан Кубив заявил, что это – выполнение требований Третьего энергопакета ЕС, который предусматривает разделение влияния на деятельность газодобывающих, газотранспортных и газоснабжающих предприятий и обеспечение независимости оператора газотранспортной системы. При этом, мягко говоря, удивление вызывает то, что этот приказ был подписан именно сейчас и без согласования с главным акционером «Укртрансгаза» НАК «Нафтогаз Украины», чье руководство узнало о переходе полномочий от журналистов.

Согласно официальному заявлению «Нафтогаза», передача контроля над «Укртрансгазом» МЭРТ нарушает кредитные соглашения «Нафтогаза» и является потенциальным дефолтом по долгу, гарантированному государством, а также ставит под угрозу заключение кредитного соглашения со Всемирным банком на 500 млн. долларов США для закупки газа на зимний сезон. Свою обеспокоенность этим решением выразил и Европейский банк реконструкции и развития, который является одним из основных кредиторов «Нафтогаза». Но худшим следствием решения Степана Кубива может стать отказ Стокгольмским арбитражем в рассмотрении иска «Нафтогаза» против российского «Газпрома» по контракту на транзит газа в 2009 году, в которой НАК требует 12 млрд. долларов и пересмотра ряда условий – ведь при изменении подчинения исчезает сам предмет рассмотрения. Премьер-министр Владимир Гройсман уже выразил свое желание разобраться в конфликте и «сделать все, чтобы не было никаких проблем». Как это будет – увидим на следующей неделе.

Тем временем, Украина продолжает пасти задних в международных рейтингах. По информации Украинского товарищества экономических свобод со ссылкой на ежегодный доклад канадского института Фрейзера «Экономическая свобода мира:2016», в рейтинге экономической свободы мира Украина в 2016 году заняла 135 место из 159 стран мира – между Пакистаном и Ганой, снизив свое место на 7 позиций по сравнению с 2015 годом, когда Украина была 128-ю. Рейтинг экономической свободы возглавил Гонконг, за ним следуют Сингапур, Новая Зеландия, Швейцария, Канада и Грузия. Австралия и Великобритания – на 10-й позиции. Литва заняла 15-е место, Польша – 40, Россия – 102-ге. Согласно рейтингу, хуже всего в Украине обстоят дела с обеспечением денег (153 место в мире) и со свободой международной торговли (131 место), ухудшились дела с размером присутствия государства в экономике. На вопрос «почему так» отвечают результаты опроса инвестиционной компании Dragon Capital и Европейской бизнес-ассоциации, что происходило с 25 августа до 2 сентября. По мнению опрошенных инвесторов, главными преградами для инвестирования в Украину является коррупция и недоверие к судебной системе. В топ-10 препятствий для бизнеса вошли военный конфликт с Россией, непрогнозируемый валютный курс и нестабильная финансовая система, ограничения движения капитала и валютное регулирование, сложное налоговое администрирование и нестабильное законодательство, слабые перспективы восстановления экономического роста, низкая покупательная способность населения и высокие налоговые ставки.

Подготовлено: bizresurs

комментарии закрыты


Copyright © 2016 · bizresurs · Все права защищены ·